В Новосибирске победил «Гамовер», но это еще не Канский фестиваль

В Сибири продолжается бум видеоарта. После во всех отношениях успешного III Международного фестиваля сверхкороткого фильма (ESF-2002), куратором которого выступил Дмитрий Булныгин, 1 августа стартует «видеопробег» (Москва - Канск), в финале которого состоится грандиозный Международный Канский видеофестиваль.   Куратор фестиваля ESF Дмитрий Булныгин ви-джеит помаленьку. Фото Антона ВЕСЕЛОВА Булныгин только в этом году смог доказать, что в современном видео лаконичность - сестра таланта. Изюминкой первого фестиваля мог стать уличный показ - куратор пообещал гостям проецировать короткое видео прямо на стену Музея имени Кондратюка, но планы спутал проливной дождь. Впрочем, впечатление о фестивале как о типичной акции современного искусства - весело, антитехнологично - не было подмочено. Короткие гэги потом несколько недель гуляли по городу в пересказах. Второй фестиваль запомнился интересной, но затянутой и нечетко выстроенной программой. К тому же фестиваль сверхкороткого фильма-2001 (ESF-2001) совпал по времени проведения с первым Фестивалем актуального кино (FAK-2001) известного видеоартиста Максима Зонова - показы конкурсных программ двух фестивалей один за другим прошли в Доме актера и явно помешали друг другу. Эстетская аура FAK с его профессиональными 10-15-минутными фильмами, снятыми на mini-DV или даже на кинопленку, предопределили отношение к коротким VHS-роликам ESF, не подразумевавшим ничего кроме емкого креатива. Главной звездой фестиваля по-прежнему осталась группа новосибирских художников, по названию одного из проектов прозванных публикой «Синими носами» - сообщество художников и дизайнеров в составе Дмитрия Булныгина, Вячеслава Мизина и Константина Скотникова. Фестиваль все еще производил впечатление шутливой акции, на которой демонстрируются нетребовательные к качеству воспроизводящей аппаратуры ролики «почтового формата» - немалая часть фильмов приходила именно по e-mail. В 2002 году фестивалю удалось свести визуальные и идеологические концы. Показ конкурсных фильмов ESF-2002 вместе с награждением победителей уместился в часовую программу, а полученные из кассы Дома актера деньги (за билеты было выручено около $100), говорят, были буднично пропиты. Уже на следующий день Булныгин презентовал программу фестиваля в Кемерове на арт-проекте Vita Dolce. Фестиваль, как обычно, проводился в двух номинациях: видео и анимация, причем авторы должны были реализовать свои идеи в фильмах не длиннее минуты. По словам куратора фестиваля Дмитрия Булныгина, фестивали одноминутных фильмов проводятся в разных уголках мира: в Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорке, Амстердаме. Причем движение фестивалей short films постоянно растет. В Мельбурне даже появился Фестиваль фестивалей одноминутных фильмов. Новосибирский ESF - пожалуй, единственный фестиваль сверхкороткого фильма в Евразии. В 2002 году к участию в фестивале было отобрано 36 фильмов, из них 24 в номинации «видео» и 12 - в номинации «анимация». Булныгину удалось поднять общий уровень работ, безжалостно сократив фестивальную программу. Из 80 присланных работ (это количество примерно соответствует прошлогоднему уровню) было показано только 36 роликов. Булныгин признает, что «любопытной тенденцией нынешнего фестиваля является любовный и психоделический контекст многих представленных работ. Почти нет политики. Меньше стало гэгов». Как ни странно, решение жюри и реакция публики полностью совпали. Бурный восторг зрителей вызвал фильм «Гамовер» Вадима Вязанцева, Сергея Жилина и Дмитрия Карпова (Барнаул, Россия). Три года назад эта троица устроила грандиозный хэппенинг в общежитии своего института. Заручившись поддержкой десятков волонтеров, современные художники срежиссировали и записали на видео партию в тетрис. Пикселями этой традиционной компьютерной игры в данном случае служили зажженные/погасшие окна общаги (подобная акция еще в 1993 году была реализована студентами Массачусетского технологического института, все подробности на сайте http://hacks.mit.edu/Hacks/by_year/1993/green_bldg_vu_meter/ или на русскоязычном портале http://cooler.it/cl110499.html). Барнаульцы получили Гран-при в номинации «Видео» и премию в $400. Гран-при в номинации «Анимация» взял ролик трагически погибшего в феврале этого года Максима Зонова «Русская зима» (Новосибирск, Россия). Все просто - в течение нескольких секунд экран, окрашенный в сумеречные цвета, полностью заполняют огромные рисованные комья снега. Специальный приз получила лента «Американайзер» Виктора Давыдова (Екатеринбург, Россия). В этом фильме фигурируют двое актеров, один из них постоянно спрашивает: «Are you OK?», а второй, с хмурым лицом, неизменно отвечает: «No». Первый вставляет второму специальный хомут в уголки губ и начинает принудительно растягивать рот в улыбку. В итоге человек с искаженным нелепой гримасой лицом выдавливает в ответ: «Yes». Говорят, максимальный балл этому фильму поставил французский критик Приз за лучший новосибирский фильм получил ролик «Спасти рядового Р.» Дениса Верещагина (Новосибирск, Россия). По сути это - часть большого проекта «Война», но все же ролик имеет собственный шарм. В кадре одинокий силуэт призывника, вырезанный из бумаги. Поверх подложки кто-то всемогущий шлепает штамп «Годен». Но вот в кадре появляются ножницы и ампутируют призывнику ногу. Вердикт «Годен» перечеркнут крест-накрест, новый штамп гласит: «Не годен». Хорошо принимали фильмы «Исчезновение коробка» Игоря Кренца (Варшава, Польша), «Смерть паука-убийцы» (Fame studio, Екатеринбург, Россия) и «Хлебушек» (Максим Моиссев, Санкт-Петербург, Россия). Конечно, не обошлось без «Синих носов» и фирменной темы Константина Скотникова «Бессмысленные потуги». Подробности о фестивале можно узнать на сайте www.esf.nsk.ru. 1 августа из Москвы в восьмидневное путешествие через всю Россию отбудет вагон специального назначения с участниками проекта «Культбросок на Восток». Главным событием пробега (и всего сибирского арт-лета) станет Международный Канский видеофестиваль, который пройдет в старейшем сибирском городе Канске (Красноярский край) и объединит усилия многих известных режиссеров и кураторов в области мультимедиа- и видеоискусства. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ