Приношения к некруглой джазовой дате

В Москве фестивалем традиционного джаза, организованного усилиями патриарха джазовой критики Алексея Баташева, отпраздновали восьмидесятилетие российского джаза. По словам главного архивариуса импровизационной музыки Сибирского региона Сергея Беличенко, в феврале 2003 года в Новосибирске можно будет отметить 75-летие сибирского джаза. Подготовка к столь знаменательной дате уже началась - на уровне новых релизов записей сибирских джазистов.   Для архива Беличенко, состоящего из сотен записей новосибирских джазовых концертов и фестивалей, а кроме того - студийных работ, отрылся новый выход на широкую аудиторию. По договоренности с Михаилом Митропольским, радийщиком и по совместительству главой подразделения Music dialog московской звукозаписывающей компании Landy Star, до конца года в столице выйдет пять пластинок. Помимо альбома биг-бэнда Владимира Толкачева, который уже увидел свет, и только-только выпущенного альбома Modern Jazz Septet The Days of Default, выйдут альбомы «Акустического проекта Петра Ржаницына», первый диск из новой серии этнической и народной музыки народов Сибири - Нагон Шумаров (Алтай) и, к очередному джазовому рождеству, - запись первого концерта этой серии, сейшн с участием Валерия Пономарева и Бенни Голсона 1997 года.   В Новосибирске на лейбле Ermatell records вышел концерт Игоря Бутмана с лучшими музыкантами столицы Сибири Once In Summer Weekend. Концерт из пяти треков был записан в ДК им. Октябрьской революции в 1996 году. В том же году на этой нетипичной для джаза сцене состоялась феерия Владимира Чекасина, до сих пор не вышедшая на CD, - вот и все, чем знаменита «Кобра» (если не считать статуса репертуарной площадки для бэнда Толкачева). Даже тем, кто не был в зале на концерте Бутмана, по списку пьес сразу станет ясно, что концерт был «честный», без суетливой пробежки по общедоступным стандартам (исполненная в финале When The Saints Go Marchin' In, и та получилась эксклюзивной - хотя бы за счет модуляции посередине запева). Для тех, кто не только слышал Бутмана образца 1996 года в Новосибирске, но и видел, чувствовал кожей его джаз, скажу, что в записи ничего не пропало. Настоящая джазовая истерия Law Years, «фирменной» пьесы (наравне с Lonely Woman) Орнетта Коулмэна, никуда не делась. Один из важных деятелей отечественного джаза, Владимир Фейертаг в буклете заявляет: «Бутман играет так, словно завтра у него отнимут саксофон». Он и на сцене держится соответствующе. Правда, на диске этого нет. Зато есть совершенно дикая смесь из «Недоблюза» (так в шутку называет пьесу No blues Майлза Дейвиса Алексей Пыстин), заводной мелодии Menina Moca Луиса Антонио, баллады Every Thing Happens To Me с долгим примечательным вступлением Бутмана-соло (его обычная тактика в «медляках»), интеллектуальной Law Years и развеселой When The Saints Go Marchin' In на закуску. В общем-то, диск стоит слушать хотя бы из-за Law Years. При звуках вступления Бутмана в унисон с контрабасистом Дмитрием Аверченковым по телу слушателя пробегает тревожный холодок. Потом Аверченков уходит немного вперед, хватает слушателя за рукав и волочит его за собой своим тревожным свингом всю пьесу. Барабаны Сергея Беличенко с сухим «железом» и экономным «рабочим» здесь как нельзя кстати. После долгой работы саксофона наступает черед рояля Алексея Подымкина. Связанные аккорды, сумасшедшие пробежки действуют опьяняюще на сознание. Эта пьеса - настоящее приключение, игра. Или - дикий аврал. Как после рабочей заварушки рассыпаются law years после напористого соло Беличенко. Люди не разобрались и ничего не понимают в сетевом маркетинге, и так далее". И начинается череда восхитительных возгласов про миллион рублей, мерседес (который кстати вам если и подарят, то будет в кредит и с наклекой NI, чтоб все понимали, что не вы его приобрели).

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ