Анализы на современность

В галерее Le Vall открылась выставка творческого содружества «Космонавт». Знакомые «космонавтов» Алексея Лещенко и Андрея Курченко с самого начала были готовы принять участие в очередном псевдонаучном опыте, выполненном по законам эстетской пьянки. И действительно, пока Лещенко бубнил вполне реалистичный программный доклад кадрового ученого, а Курченко демонстрировал некую опытную технологию, гости с удовольствием потягивали алкоголь, поданный в майонезных баночках с написанными на них фамилиями «космонавтов», будто анализы.   Андрей Курченко стряпает современное искусство. Фото Михаила ПЕРИКОВА Лещенко и Курченко уже не так молоды, как кажется по их последним автопортретам. Устав от актуальности, дизайнеры прошли курс карьерной реабилитации. Теперь Лещенко водит большую белую машину, Курченко обзавелся портфелем из дорогой кожи Даже за раскрашенной полиэтиленовой стенкой, установленной посреди зала Le Vall, «космонавты», с увлечением производившие свои опыты, смотрелись вполне по-земному успешно. В сопроводительном тексте к выставке Лещенко написал: «Изучаю всякие научные явления». И это была красивая правда. Курченко высказался без прикрас: «Нарисовал 796,5 га живописи и 532,1 га графики. Написал 644 335 слов прозы, поэзии и просто на заборах. Помогал Менделееву собирать элементы, позировал Рубенсу и Ван Гогу, изобрел порох и колесо. Участник и организатор более 100 выставок, концертов, революций, полетов на Луну и обратно. В последнее время просто живу». Действительно, общие знакомые давно уже не рассказывают о хэппенингах «космонавтов» - видимо, вечно свободные художники больше никого не запускают в космос спьяну. Как от художников от повзрослевших «космонавтов» уже ничего особенного не ждут. Показательно, что выставка «просто живописи» Курченко, показанная в прошлом году по месту его основной работы - в «Красном факеле», осталась неопознанной. Никто и не понял, что прямоугольники, просто развешанные по стенам, и есть проект Курченко. Андрей всегда жил и творил с выдумкой, шумно. Иначе быть не может. В отличие от другой пары профессиональных перформеров, Мизина и Булныгина, «космонавты» в свое время обошлись без промоушна московского галериста и политика Марата Гельмана. Отчасти это связано с тем, что их акции далеки и от политики, и от провокации. Как ни крути, все выступления творческого содружества «Космонавт», от бодрых «Опытов с гравитацией» (почти цирковые номера) до нынешней выставки запахов (почти балаган) укладываются в идеологию добрых студенческих вечеринок. Восторг зрителей от проектов творческого содружества «Космонавт» сродни удовольствию от чтения романов Харуки Мураками. И книги, и акции традиционно бессюжетны, но содержат замечательный философский посыл. Пока глаза (язык, нос) заняты, можно философски поразмыслить: «Где я, как я здесь оказался и куда на самом деле шел». У не умеющих летать «космонавтов», как и у неохотно раскрывающего рот главного персонажа романов Мураками, есть какая-то бросающаяся в глаза ущербность - выпадение из контекста, унылое упрямство и невесть откуда взявшаяся печаль. В одном из романов Мураками устами своего героя говорит об обществе развитого капитализма: «Здесь перевод на дерьмо - высшая добродетель». «Космонавты», достойные граждане своей страны, дали поклонникам попробовать продукты творческого распада. Впрочем, знающие дегустаторы определили на вкус, что в баночках была перцовка. В «Лещенко» жидкость была естественно-желтая, а в «Курченко» - с краснотой. Андрей с отсутствующим видом объяснил корреспонденту «КС»: «Это я свеклу ел». Но смельчаки пили и закусывали кусочками черного хлеба с безбожно переперченным салом и недожаренной (прямо посреди зала) картошкой. Когда все анализы были оприходованы, гости заинтересовались живописью. Курченко показал серию автопортретов, среди которых были Курченко - новый русский и Курченко в духе Ван Гога (желто-красными мазками). Запомнилась работа, на которой «космонавт» был мумифицирован. Одним словом, прижизненная слава, талант рассказчика и фантазера сделали свое дело Лещенко выставил серию работ про уходящего в снег Лещенко. Разные ракурсы, один и тот же сюжет. И только на одной Алексей оглядывается на зрителя. Это значит неангажированность. Все сходится. «Космонавты» живы. Анализы для их возраста - в порядке. Только специалисты обнаружили в перцовке Курченко свеклу Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ