Фискальная память просит защиты

В Госдуме продолжается работа над новой редакцией закона о контрольно-кассовых машинах (ККМ). Он должен заменить закон РФ от 18.06.1993 N 5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и стать более влиятельным документом в сфере оборота наличных денег. Цена вопроса высока: по информации МНС России, в результате нарушений применения ККМ выручка занижается в 15-20 раз, бюджет недополучает десятки миллиардов рублей.  Рисунок Владимира СТЕПАНОВА  Для упорядочения приема и учета наличности, поступающей в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полноты поступлений в бюджет и защиты прав потребителей был принят закон РФ от 18.06.1993 N 5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Он установил обязательное применение ККМ при денежных расчетах с населением в сфере торговли, услуг, связи, общественного питания, транспорта. С тех пор все допускаемые к использованию на территории страны модели кассовых аппаратов определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ (ГМЭК) и вносятся в Государственный реестр ККМ. В дополнение ко всему с 1995 года при ГМЭК существует Лаборатория эталонных образцов ККМ. Значительно выросло и число ККМ. Если в 1993 году их было зарегистрировано всего 250 тысяч, то к 2002 году налоговые органы насчитывали уже 2,2 млн аппаратов. Новая редакция закона о ККМ в этом году уже принята Госдумой. Однако Совет Федерации отклонил проект, и сейчас над ним работает согласительная комиссия. Пока известно, что в новом законопроекте дается более четкий понятийный аппарат, прописываются основные условия применения ККМ. Отменяются санкции за нарушения, имеющиеся в административном кодексе. Предполагается также, что Государственная межведомственная комиссия, которая регламентировала использование ККМ, будет ликвидирована, поскольку не является органом исполнительной власти и не имеет права принимать решения, обязательные к исполнению. Обращает на себя внимание, что законопроект расширяет круг ведомств, которые имеют право контролировать правильность применения ККМ. Предполагается, что теперь эту функцию будут выполнять не только налоговые органы, но и МВД и налоговая полиция. Однако непонятно, каким образом они будут взаимодействовать, чтобы по крайней мере не дублировать работу друг друга. Поможет ли новый закон навести порядок в сфере обращения наличных денег, сказать трудно. До сих пор все меры, а также контроль со стороны налоговых органов лишь в малой степени привели к легализации теневого оборота наличных денежных средств. Самым распространенным нарушением можно считать отсутствие самого контрольно-кассового аппарата (за это в прошлом году налоговые органы начислили штрафов на сумму около 600 млн рублей), использование неисправных ККМ (426,2 млн рублей), невыдача чеков покупателю (почти 50 млн рублей), отсутствие ценников на товары и услуги (57,3 млн рублей штрафов). Наличие кассового аппарата тоже не гарантирует полноты уплаты налогов. Есть множество способов выдать желаемое за действительное. В результате выручка занижается в 15-20 раз, соответственно, уменьшаются и поступления в бюджет. По информации руководителя Департамента организации налогового контроля МНС России Виктора Сашичева, бюджет страны в год теряет около 100 млрд рублей из-за нарушений в применении ККМ. В минувшем году налоговые органы выявляли нарушения почти при каждой третьей проверке. В 2003 году предполагается внедрить для наличных расчетов очередные сверхзащищенные ККМ. Однако даже в условиях перехода налогоплательщиков на использование аппаратов нового поколения одной из задач налоговиков остается контроль за использованием ККМ. Только за девять месяцев 2002 года налоговыми органами Сибирского федерального округа было проведено около 61 тысяч проверок соблюдения законодательства о применении кассовых машин, что составляет 14,9% от количества инспекций в целом по России. В ходе 16 тысяч проверок (26,3% от их общего числа) были обнаружены различные нарушения. Наибольшее их количество, как и по всей стране, выявляется в парикмахерских, автосервисах, организациях по найму и предоставлению жилья, в игорном бизнесе, на авторынках. Между тем кассовые аппараты должны стоять еще и в такси, в том числе и маршрутных. Пока это скорее редкость, чем правило. Сегодня ККМ широко используются лишь в Подмосковье и Краснодаре. Однако, по словам Виктора Сашичева, установка ККМ на транспорте доказала свою целесообразность. В перспективе и в других регионах России повсеместно будет введен такой порядок. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ