ЖКК: настроение не юбилейное, но перспективы есть

Славные дни юбилея - это не только праздник, но и повод для развертывания новых планов и проектов. ЖКХ - источник растущей озабоченности всей страны, в том числе Кемеровской области - одного из наиболее динамично развивающихся регионов Сибири. Задумаемся: глава правительства страны выступает с заявлением, содержащим перечисление самых очевидных мер повышения надежности энергоснабжения и снижения потерь энергии (локальные источники тепла, использование устойчивых к коррозии материалов трубопроводов, теплоизоляция труб)! Это выступление свидетельствует, конечно, об усилении озабоченности по поводу вполне реального на настоящий момент сценария лавинообразного роста аварийности, темпы и последствия которого все меньше коррелируют с погодными условиями. Средства массовой информации и большинство серьезных комментаторов практически единодушно похоронили реформу ЖКК, так и не включенную Госдумой в план своей работы. Но сложившееся в отрасли катастрофическое положение с неизбежностью заставит заниматься ее проблемами. Похоже, центр ответственности в очередной раз переносится в регионы, лишенные к тому же нормальных правовых условий для своей деятельности. И тем не менее действовать придется, а раз так, целесообразно задуматься над программой необходимых действий. Универсального рецепта преобразований не существует, но есть общие подходы, зарекомендовавшие себя в разных вариантах уже в достаточно значительном количестве регионов. Консалтинговая группа «Лекс» основана в 1994 году, эта крупнейшая компания в Уральском федеральном округе и Западно-Сибирском регионе («ЭкспертРА») является профессиональным консультантом в различных областях управления предприятиями, предоставляет широкий диапазон услуг для бизнеса и реализации стратегии устойчивого развития, работает на рынке консалтинговых услуг 8 лет и объединяет 9 управляемых организаций. В штате группы «Лекс» более 140 консультантов в областях юридического консультирования, финансового аудита, налогового консультирования, оценочной деятельности, муниципального и государственного управления, управленческого консультирования, антикризисного управления, выявления признаков несостоятельности (банкротства). Прежде всего необходимо привести преобразовательную деятельность в определенную систему, нужную, конечно, не ради нее самой, а для того чтобы охватить весь комплекс проблем и взаимодействие факторов, определяющих конечный результат. Простой пример - организация имущественных отношений в жилищной сфере. Оказывается, вполне очевидное решение - передача муниципального фонда в хозяйственное ведение жилищников - способно раз и навсегда пресечь любые попытки внедрения конкурентных отношений в области управления жилищным фондом или его технического обслуживания (с этой проблемой столкнулись в свое время, например, Новосибирская или Тюменская области). И тут стоит сказать, что десять лет реформ все же не прошли даром - в наше время нет необходимости убеждать кого бы то ни было в необходимости и пользе конкуренции в указанных сферах. Дело доходит до того, что местные администрации откровенно принуждают предприятия разных форм собственности участвовать в конкурсах на предоставление жилищно-коммунальных услуг, правда, без особого успеха. Администраторы разводят руками - не работают конкурентные отношения в отдельно взятом муниципальном образовании, да и только. Речь должна вестись о системной работе по созданию адекватного набора внешних (организационных, структурных, правовых, финансовых и т.д.) условий для преобразований, необходимость которых признана. Наша практика работы с органами управления ЖКХ регионального и муниципального уровня свидетельствует о наличии изрядной доли пренебрежения к вопросам должной организации управления отраслью. Это - корень многих зол. По всей стране с завидным постоянством выявляются случаи нецелевого использования бюджетных средств в ЖКХ, при хроническом недофинансировании отрасли, разумеется. И это не должно никого удивлять до тех пор, пока не будут наконец нормально выстроены те же межбюджетные отношения и урегулированы финансовые потоки. А поскольку сохраняется система, прямо мотивирующая муниципальные образования и предприятия ЖКХ к бесконечным подачкам из бюджета, число недобросовестных бюджетополучателей будет с неизбежностью возрастать. К счастью для администраций всех уровней, разработано достаточно большое количество инструментов управления жилищно-коммунальным комплексом, и многие уже успешно опробованы. К их числу относятся, например, различные варианты структур управления ЖКХ (разработанные на основе факторных моделей, о которых шла речь выше), пакеты соответствующих муниципальных и региональных нормативных актов или, скажем, методики мониторинга и управления планированием, распределением, освоением и конечной эффективностью бюджетных ассигнований в ЖКХ с последующим реинвестированием полученной экономии, внедряемые «под ключ». При условии адекватного использования этих инструментов органы власти получают практическую возможность воздействовать на процессы энергосбережения, снижения непроизводительных потерь - а нужно отдавать себе отчет в том, что это единственный реальный источник развития отрасли. Работая на предприятиях ЖКХ, наши консультанты не раз сталкивались со случаями 20-30-процентной переплаты за энергоносители только из-за ошибок в расчетах, вложения внушительных средств в новое оборудование там, где старое в замене, собственно, не нуждается и т.д. Очевидно, что, говоря о построении работы жилищно-коммунального комплекса на рыночных (где это возможно) основаниях, нет смысла продолжать делать вид, будто система жесткого государственного контроля за деятельностью отрасли отпадет сама собой. Разработаны и успешно применяются методы комплексной экспертизы деятельности предприятий ЖКХ, дающие возможность оценивать не только экономическую обоснованность действующих тарифов, но и их взаимосвязь со сложившимся техническим и технологическим уровнем предприятия (а стало быть, и соответствующие инвестиционные потребности), качественными параметрами предоставляемых услуг, адекватностью системы управления, учета и отчетности. Все это не отменяет и не заменяет необходимости решения актуальных технических проблем обеспечения энергобезопасности жилищно-коммунального сектора и доступности жилищно-коммунальных услуг для населения. И здесь есть современные эффективные решения, которые требуется только внедрять. Приведем в качестве примера организацию деятельности энергосервисных компаний, перешедшую, наконец, из области теории и благих пожеланий в совершенно практическую плоскость. В ЖКК приходят инвесторы, готовые финансировать строительство и осуществлять эксплуатацию локальных котельных, способных обеспечивать теплом и электроэнергией любые объекты - от жилого дома до целого поселка. Единственное, что им требуется - гарантия своевременной и полной оплаты их услуг. Может ЖКК работать по такой схеме? Или она опять не сработает в каком-нибудь отдельно взятом муниципальном образовании? Девченки нужна компания на полезный и вкусный мармелад.;) Присоединяйтесь! Формовой желейный мармелад на основе пектина имеет форму фруктов, соответствующий фрукту цвет, вкус и аромат, очень вкусно и полезно. Срок хранения 6 месяцев! Изготовлен из ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ НАТУРАЛЬНЫХ продуктов! Кризис ЖКК, развивающийся на наших глазах, конечно, повод для беспокойства, но от нас самих зависит, сможем ли мы использовать его как толчок к плодотворной преобразовательной деятельности, необходимость в которой как никогда очевидна. Консалтинговая группа «Лекс» в 2002 году завершила проект по развитию и реформированию ЖКХ Тюменской области. Основные мероприятия проекта: энергетический аудит, энергетическая паспортизация предприятий ЖКХ и МУО, аудит тарифов, разработка нормативов потребления ЖКУ, нормативно-правовое обеспечение развития ЖКХ, управление финансовыми, административно-экономическими механизмами функционирования ЖКХ (тарифная политика, межбюджетные отношения, имущественные отношения), реструктуризация органов управления, методы прогнозирования и оптимизации социальных последствий тарифной политики, социальная защита населения.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ