Крестьян заставят писать бизнес-планы

Первой реакцией региональных властей на постановление, определяющее механизм реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей», был шок. Губернатор Виктор Толоконский назвал документ «непродуманным и запутанным». Крестьяне постановления еще не видели, но эксперты предполагают, что восторга на селе он не вызовет.   Для большинства руководителей хозяйств само слово «бизнес-план» звучит угрожающе. Фото Татьяны КРАВЧЕНКО Сейчас легкая паника, вызванная у региональных чиновников появлением постановления, улеглась. Стали очевидны две вещи. Первое: правительство стимулирует «оздоровление» только платежеспособных хозяйств, возиться с банкротами никто не хочет. Второе: правы были те главы регионов, которые успели до принятия нового постановления разобраться с долгами сельхозпроизводителей (так, крестьянам Алтайского края была предоставлена рассрочка по выплате задолженности перед краевым бюджетом, накопившейся в 1996-2001 годах, а все пени и штрафы списаны [см. «КС» N 1 от 17 января]). Отныне доступ к программе финансового оздоровления закрыт для большинства хозяйств. Постановление правительства РФ от 30 января 2003 года N 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» утверждает методику расчета показателей финансового состояния хозяйств, типовое соглашение о реструктуризации долгов, типовое соглашение о списании сумм пеней и штрафов. Определяются базовые условия реструктуризации долгов, требования к участнику программы финансового оздоровления. Постановления ждали давно, тем более что соответствующий закон был принят в середине прошлого года. Как сказали корреспонденту «КС» в департаменте АПК Новосибирской области, в регионах до последнего надеялись, что из двух предложенных правительству методик реализации закона - Минфина и Минсельхоза - будет принята последняя, «более простая и доступная для понимания и исполнения». Вышло наоборот. Согласно постановлению, реструктуризации подлежат долги сельхозтоваропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней и платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Долги, подлежащие реструктуризации, определяются на первое число месяца подачи заявления о включении в состав участников программы финансового оздоровления. Право на реструктуризацию предоставляется при условии уплаты в полном объеме текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в течение 3 месяцев до принятия решения о реструктуризации долгов. Хозяйства-банкроты права на реструктуризацию платежей не имеют. Участники программы финансового оздоровления будут распределены по пяти категориям финансового состояния. В зависимости от категории определяется отсрочка погашения долга. Вариант «минимум - на 5 лет с последующей рассрочкой погашения долга в течение 4 лет, вариант «максимум» - отсрочка на 7 лет с последующей рассрочкой на 6 лет. По словам начальника управления сельского хозяйства администрации Новосибирской области Георгия Иващенко, период отсрочки не предполагает никаких платежей, кроме текущих. Выплата долгов начинается на следующем этапе, так что можно надеяться, что за время отсрочки инфляция сократит объем долгов. Но и требования к участникам программы достаточно строги: минимальная задолженность по текущим платежам приостанавливает реструктуризацию долгов. Нынешняя программа реструктуризации долгов сельхозпредприятий не первая. До сих пор многие хозяйства, как сказал Георгий Иващенко, не выдерживали условий реструктуризации. Какое число стоит за словом «многие», начальник областного сельхозуправления уточнять не стал. Сказал только, что общая задолженность предприятий сельского хозяйства Новосибирской области составляет 4,6 млрд рублей, из них 2 млрд - пени и штрафы. Однако председатель аграрного комитета облсовета Анатолий Кондратов заявил на недавней пресс-конференции: «Из почти четырех сотен убыточных хозяйств области я не знаю ни одного, которому помогла бы реструктуризация долгов. Сегодня многие хозяйства работают только чтобы рассчитываться с энергетиками». Таким образом, программа финансового оздоровления предполагает поддержку только достаточно благополучных хозяйств. Рассрочка выгодна, если есть стабильный источник доходов, считают крестьяне. Производство сельхозпродукции таким источником пока не является. Глава администрации Коченевского района Александр Карасев сказал корреспонденту «КС»: «Пролонгирование долгов - это, конечно, неплохо, но ведь текущих платежей никто не отменял. Чего только стоит оплата электроэнергии и приобретение ГСМ! Того, что сейчас селяне зарабатывают на молоке и мясе, для этого мало: закупочные цены слишком низкие. 360 гр  margaret а когда стоп будет? уже заждались........... нужно хотя бы 2 коробки больших и 1 коробку маленьких)) пока собрали 1 большую и треть маленькой Маргарита, отмени, пожалуйста, мой заказ. Не успевает он до отпуска. Если бы ценовая политика была разумной, может быть, этот закон и не понадобился бы». Уже сейчас можно предположить, что руководители хозяйств не будут выстраиваться в очередь, чтобы стать участником программы финансового оздоровления. Тем более что теперь для этого недостаточно написать заявление и заполнить обширный перечень документов. Новое постановление требует предоставления областной комиссии бизнес-плана развития предприятия. В департаменте АПК не отрицают, что пока даже само это слово действует на крестьян несколько пугающе. «Кажется, простое дело - списать долги и точку поставить. А также освободить крестьян от налогов, хотя бы только на производство сельхозпродукции, но на тот срок, пока хозяйство не встанет на ноги. Пусть бы начали работать с «чистого листа, - говорит Юрий Бугаков, председатель Совета АПК Новосибирской области, глава ОАО «Верх-Ирмень», одного из наиболее успешных хозяйств области. - Но ведь понятно, что государство этого не сделает. Хотя, на мой взгляд, это единственная возможность «оздоровить» сельское хозяйство». Депутат Госдумы Александр Фомин, напротив, уверен, что полностью прощать долги всем подряд нельзя. «Достаточно много сельхозпредприятий все это время платили налоги. Они в таком случае окажутся в менее выгодном положении, чем неплательщики, - заявил он в интервью «КС». - Что же касается упомянутого постановления, то оно вряд ли кардинально изменит ситуацию в сельском хозяйстве. Многие вещи делаются правительством с большим опозданием. Сейчас самый важный вопрос не в том, сколько и когда прощать долгов, а как вывести предприятия из кризиса».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ