Эпоха перемен: Муниципалитеты не готовы к новой системе межбюджетных отношений

Инициированная Владимиром Путиным реформа местного самоуправления сегодня является одной из самых обсуждаемых тем в регионах. Хотя законопроекты «Об общих принципах организации местного самоуправления» и «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти в субъектах Федерации» еще не приняты, они уже вызывают массу негативных оценок со стороны региональных и муниципальных руководителей (см.«КС» N 2 от 24 января). Но если в большинство субъектов Федерации «муниципальная реформа» придет лишь в 2005 году, то в Новосибирской области уже начала апробацию новая система межбюджетных отношений, которая станет частью реформы. Пока для всех участников бюджетного процесса новый порядок порождает больше проблем, чем преимуществ. Об основных проблемах, которые выявились уже в первые недели муниципальной реформы, главному редактору «Континента Сибирь» ТАТЬЯНЕ МАРТЬЯНОВОЙ рассказал начальник управления финансов и налоговой политики (УФиНП) администрации Новосибирской области СЕРГЕЙ АКСЕНЕНКО.   - Новосибирская область первой в России перешла на планирование бюджета межтерриториальных образований. В чем суть изменений? - Реформа приводит к росту возможностей, но и к росту ответственности руководителей муниципальных образований. Мы сохранили понятие «районный бюджет», но если раньше глава района принимал решение только по налогам в свой бюджет, то сейчас - на уровне конкретных местных предприятий - и по всем видам платежей в областной бюджет. При этом сохранены максимальные расходные полномочия на территориях муниципалитетов, устранено понятие нецелевого использования средств. Главы районов могут сами принимать решения по использованию средств, информируя об этом УФиНП. - Какие трудности возникли при переходе на новую систему межбюджетных отношений? - Трудностей пока много, и они неизбежны. Прежде всего дело в том, что сами муниципальные образования оказались не готовы к новой системе взаимоотношений. Нам приходится уделять очень много внимания обучению местных финансистов, разъяснять им конкретные операции по финансированию социальной сферы и текущих расходов. Другая проблема: необходимо сделать переход к новой системе максимально плавным для бюджетного процесса области. Практически это выглядит следующим образом: мы берем за основу размер собственных доходов районов прошлого года по месяцам - и перечисляем им сразу 50% этой суммы. В прошлом году на собственные нужды районы тратили не более 30-40% от собственных доходов, направляя остальные средства на выплату заработной платы. В этом году финансирование зарплаты будет полностью осуществляться из средств областного бюджета. Централизация расходов затронет также расходы по закупкам угля, мазута, газа, электроэнергии и электросвязи. Я думаю, за первый квартал мы полностью отработаем систему финансирования. - Но все-таки, какие проблемы и вопросы наиболее важны? - Большая проблема выявлена в начислении и обеспечении выдачи заработной платы бюджетникам на территориях. В некоторых районах раньше привозили заработную плату в муниципалитеты, теперь же муниципальным бюджетникам приходится ездить в районные центры. Чтобы этого избежать, на днях дано указание банку «Левобережный» организовать доставку наличности в муниципальные образования. Для этого за счет собственных средств банка планируется бесплатно открыть личные картсчета и выдать пластиковые карточки «Золотая корона» всем работникам бюджетной сферы на селе. Выдача заработной платы будет производиться кассирами банка «Левобережный» дважды в месяц с картсчетов по заранее подготовленным заявкам прямо в муниципальных образованиях. Кроме того, в здании администрации каждого районного центра будет находиться расчетно-кассовый центр банка, где в любое время с карточного счета можно будет снять наличные. - Банковская пластиковая карта стоит около 250 рублей. Неужели «Левобережный» выдаст всем бюджетникам карточки за свой счет? - Повторяю, губернатор распорядился, чтобы всем бюджетникам бесплатно открыли счета и выдали карточки, а банку поручено на собственные средства открыть расчетно-кассовые центры в каждом районе. Более того, на остатки по картсчетам «Левобережный» будет начислять половину ставки рефинансирования ЦБ РФ (то есть порядка 10,5% годовых). Предполагается, что этот проект обойдется в 50 млн рублей, но из областного бюджета не будет потрачено ни копейки. Единственное, для того чтобы подстраховаться, в «Левобережном» открыта дополнительная кредитная линия, которая позволит областной администрации обеспечить своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. - Какую экономию получит область от такой схемы? - Весьма существенную. Если предоставить муниципальному образованию самому возиться с выдачей зарплаты, мы получим увеличение его штата примерно в два раза. Нам придется оплачивать работу бухгалтера, кассира, самостоятельно заказывать в казначействе или РКЦ ГУЦБ наличность, обеспечивать ее инкассацию и так далее. По нашим подсчетам, на это потребовалось бы около 150 млн рублей в год. В данном же случае мы решим задачу всего за 50 млн, причем не своих, а за счет «Левобережного». На банк мы переложили всю организационную работу по обеспечению выплаты зарплаты, для чего потребуется приобрести несколько десятков компьютеров, оборудовать кассовые узлы, задействовать несколько инкассаторских машин. - Сколько составляет фонд заработной платы в области? - С областными учреждениями - 500 млн рублей, в районах - 300 млн. - А почему не было тендера среди банков на организацию выплаты заработной платы в муниципальных образованиях? - Теоретически можно было бы провести такой тендер и предложить банкам, которые откроют свои расчетно-кассовые центры в районах, обслуживать бюджеты муниципальных образований. Но вы же знаете, что даже Сбербанк закрывает свои районные расчетно-кассовые центры, существовавшие годами. Так что исход подобного тендера можно предугадать заранее. Словом, бюджет муниципалитетов будет обслуживать банк «Левобережный», приняв на себя основные расходы по организации этой работы. Бюджет области по-прежнему обслуживается в казначействе. - А зачем «Левобережному» идти на такие затраты? Он даже не сможет заработать на комиссии с владельцев карт. - Я считаю, что банки должны зарабатывать не на дополнительной комиссии с владельцев счетов, а на грамотном размещении своих активов. - Почему вы уверены, что «Левобережный» согласится? - Потому что я - председатель совета директоров этого банка, а администрация Новосибирской области является владельцем контрольного пакета акций. Кроме того, поручения губернатора можно обсуждать только после их выполнения - Давайте вернемся к новой системе финансирования. Какие еще проблемы уже вскрылись? - Нам приходится разъяснять налогоплательщикам порядок указания реквизитов ОКАТА для правильного зачисления налогов в муниципальные бюджеты и в областной бюджет. В настоящее время около 120 млн рублей находятся в казначействе под видом «невыясненных сумм» из-за неправильно указанных реквизитов. Согласно закону, по истечении двух месяцев эти средства автоматически направляются в федеральный бюджет и будут навсегда потеряны для области. Так что сегодня нам приходится вручную перебирать документы, буквально бороться за каждый рубль. Представьте себе объем поручений, в которых налоговые перечисления от одного предприятия зачастую не превышают 1000 рублей. - Кто в этом виноват? - Никто. Просто система работы с бюджетными платежами, которая была выстроена в казначействе, МНС и Сбербанке, рассчитана на 36 территориальных администраций. Теперь надо ее менять на 460 муниципальных образований. Если нет кода ОКАТА, сумма автоматически ставится как невыясненная. Наши программисты уже начали работать над автоматизацией процесса управления этими кодами, но пока документы разбираются вручную. - А почему средства, находящиеся на счетах районных администрацией, не передаются муниципалитетам? - Издержки новой системы. Все новое воспринимается с опаской, на самом же деле все очень просто. Например, мы же можем попросить соседа заплатить за свет, дав ему деньги. Сосед мне вернет квитанцию об уплате, и я спишу эту сумму из семейного бюджета. То же самое надо реализовать в общении между районами и муниципальными образованиями. Если необходимо произвести расходы на территории муниципалитета и эти расходы уже заложены в смете, можно отдать деньги муниципалитету. После того как тот отчитается, сумма отразится в территориальном бюджете. Сейчас, когда мы дали свои рекомендации об отражении в балансе таких проводок, эта система начала вводиться в практику. В то же время мы готовы предоставить ссуды муниципалитетам - на топливо, на ЖКХ, зарплату и так далее - в любом объеме, для чего даны доверенности УФиНП районов. Но эти ссуды должны быть правильно оформлены. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ