Как прозрачная граница государство убивает

Пару недель назад в небольшом городе Рубцовске Алтайского края произошло заказное убийство. Погиб местный авторитет Турняков (Турняк). Это не была борьба за власть, хотя в преступном мире постоянно идет своего рода селекция самых умных и хитрых и наиболее неосторожные получают крест на лоб. Ликвидировали его, скорее всего, конкуренты, но не из-за контроля над местным вещевым рынком - все гораздо серьезнее.   В Рубцовске имеют свои интересы по крайней мере две группировки - «кузня», или «кузбассовцы» (так здесь называют членов группировки, известной на федеральном уровне как «кемеровская»), и «новосибирская». Турняков был «смотрящим» за Рубцовским районом от одной из этих группировок. Говорят, есть еще и «московская», которая имеет отношение к крупнооптовым перевозкам, но с ней никто не связывается, да и по масштабу она ближе уже к относительно легальному бизнесу. А раз гремят выстрелы - значит, есть из-за чего конкурировать. Отчего же свет клином сошелся на Рубцовске? Причина в том, что здесь проходит государственная граница России с Республикой Казахстан. Именно она, скорее всего, и является обильным источником тех самых преступных денег, которые делят и все никак не поделят организованные преступные группировки. Граница эта беспокойная, но не из-за противоречий с соседним государством. По протяженности она самая большая из сухопутных границ России. Волгоградская, Самарская, Саратовская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край стали пограничными совсем недавно, поэтому граница совершенно не обустроена. Пересечь ее бесконтрольно очень легко, не сложнее, чем российско-украинскую. И на всем протяжении этой границы завязаны тугие узлы самых разных проблем, и в разных местах эти проблемы то сходные, то отличные. Причем чаще всего их источник даже не в Казахстане. На юге с Казахстаном граничат новые государства Средней Азии с букетом разнообразных неприятностей, от ваххабитов до американских военных баз. Совсем рядом - Афганистан, который после свержения талибов американцами не стал стабильнее. К сожалению, Казахстан не является ныне непроницаемым заслоном на пути грузов и нежелательных иностранцев - у казахстанских пограничников не меньше проблем, чем у наших. Отдельная проблема - соседство Казахстана с Китаем, который, как известно, мировой производитель так называемого «китай-товара». Это почти все, что производится по более или менее известным технологиям: хозтовары, металлоизделия, инструменты, электробытовая, радио-, аудио-, видеотехника, текстиль, обувь, одежда, оружие, бижутерия. Легально произведенный под лейблами известных фирм и для известных фирм или контрафактный (с фальшивыми торговыми марками) - на любой вкус. Все это китайцы делают для всего мира: покачественнее - для Запада, похуже - для нас. Китайцы умеют почти все, а главное - производят дешевле всех в мире. Поэтому-то по всему свету прилавки магазинов заполнены китайскими товарами, а местные бандиты с удовольствием палят друг по другу и по мирным гражданам из китайских ТТ.  Генеральный директор Сибирской обувной компании «Вестфалика» Михаил Титов  Есть такая дисциплина - логистика. Выражаясь по-старому, оптимизация грузовых перевозок. Оказывается, что если везти товар из Китая в Россию, то самый короткий в настоящее время путь таков: с огромных оптовых баз в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, на такие же огромные оптово-розничные базы в казахстанском Семипалатинске, а затем, через пресловутый пограничный Рубцовск, - на оптово-розничные рынки Новосибирска. Оттуда все расходится уже по городам и России, и СНГ. Какова рентабельность этой торговли? В Урумчи пара мужских носков стоит на наши деньги 1 рубль, на оптовке Новосибирска - 8-10 рублей. Масштабы таковы: суточный оборот рынков Новосибирска - 1,5 млрд рублей, из них через Алтайский край проходит большая часть - до 1 млрд. Между тем, по оценкам Новосибирского УФСБ, до 70% товара составляет контрабанда. Где в этих условиях найти свою нишу тому мелкому бизнесу, об интересах которого пекутся российские политики? Что ему производить? Услуги? Да нет, не протянет долго экономика без производства, участники которой только мило улыбаются друг другу. Надо что-то производить, но что, если китайцы все уже делают, и дешевле? Из-за того, что производство в Китае дешевое (зарплата менее $100 и 12-14-часовой рабочий день там норма, при вполне достаточной квалификации рабочих), западные и японские фирмы переводят туда и высокотехнологичные производства. Это настолько выгодно, что они мирятся и с невозможностью вывоза из Китая прибыли в валюте - им вполне достаточно определенной доли готовой продукции. Кстати, китайцы и сами умеют делать и микропроцессоры, и космические корабли. Если китайцам выгодно производить «китай-товар», то в других странах остается выгодным только торговать этим «китай-товаром». Причем выгоднее всего - контрабандным. Конфликт с законом и опасность такого бизнеса в этом случае компенсируются экономическим интересом - его нетрудно посчитать. Объем кузова «еврофуры» - «дальнобойного» автофургона - колеблется от 60 до 120 куб. м. Но нормативная емкость не предел, как правило, ее превышают. Что такое кубометр полезного объема кузова фуры и сколько туда помещается товара? Наиболее ходовой товар - кожаные и синтетические куртки, «аляски», джинсы, белье, фрукты, но есть и более дорогие грузы. Естественно, куб синтетических курток стоит дешевле, чем куб дорогих шуб, а фура сотовых телефонов стоила бы очень дорого, но когда везут электронику, то основную массу составляет более дешевая аудиотехника, поэтому общая цена груза оказывается примерно такой же, что и для одежды. Практика показывает, что в массовых потоках цена кубометра примерно единообразна, и проще всего определять ее на примере обуви. Обувь мы покупаем часто, и товар это довольно массовый, без сапог особенно не походишь, поэтому обуви везут много. В один кубометр умещается около 50 пар женских сапог. Оптовая цена пары женских сапог китайского производства - около $50. Кубометр - $2500. Таким образом, цена груза одной фуры (60-100 «кубов») может достигать $150-250 тыс. Если же везти сапоги в больших групповых коробках, внавал, то войдет еще больше (по коробкам их раскладывают перед продажей). И хотя более «деньгоемкого» товара, тех же шуб или ноутбуков, в те же 60 «кубов» входит не на $150, а на $500 и более тысяч, тем не менее цифру в $2500 на кубометр вполне можно принять за базовую. Среди контрабандистов довольно популярны все же более мелкие КамАЗы-двадцатитонники, с объемом 28 «кубов» - это $70 тысяч. По ныне действующему законодательству, при ввозе импортной продукции грузовладелец должен заплатить таможне около 35% стоимости груза (в зависимости от вида товара). Таким образом, с еврофуры с товаром на $250 тыс. при легальном пересечении границы должно «получаться» более $80 тыс., с 20-тонного КамАЗа - около $25 тыс. Естественно, и при легальном пересечении грузовладелец старается экономить - занижая цену груза, но это другая проблема, хотя и не менее важная. Сколько же платят на таможенных пунктах реально и официально? Это зависит от того, насколько плотно данный пункт пропуска проверяется вышестоящими и контролирующими организациями. Если все спокойно, то официально и $10 тыс. с фуры, если проверяют - то и $20 и $30 тысяч. Разница между тем, что надо платить, и тем, что платится официально, делится между грузовладельцем и прочими организациями в определенной пропорции. При нелегальном же пересечении границы вне таможенной зоны и эти деньги - $10, $20, $30 и более тысяч - «экономятся», то есть делятся как-то по-другому. Здесь кроется та самая прибыль, из-за которой грузовладельцы выбирают путь через границу вне таможенных пунктов. Возможно ли бороться с занижением цены на легальном канале? Даже не учитывая возможность коррупции на таможне, нелегко. Максимум, что можно - это подвергнуть груз экспертной оценке. Однако это ненадежно и малореально. Как держать на таможенном пункте группу экспертов-товароведов, знакомых со всем ассортиментом и текущими ценами на все виды товара? Достаточно представить, сколько такому эксперту надо платить, чтобы его не переманили торговые организации. Наиболее сложны случаи с трикотажем и текстилем, так как их можно, в отличие от обуви и радиоаппаратуры, прессовать. При распечатке такой тюк становится втрое больше в объеме. Помните, фильм был такой, как революционеры в тюках хлопка что-то там прятали, какую-то подрывную литературу, и во что превратился жандармский участок при попытке досмотра? В наших пунктах пропуска чаще всего нет никакого оборудования для возвращения такого тюка в первозданное состояние. Особенно трудно в данном случае с мелкими предметами (надо иметь крепкие нервы, чтобы пересчитать кубометр женских трусов). В стародавние времена проблема эта решалась просто. Провозя груз через владения какого-нибудь князя, купец платил десятину, сам назначая цену товара, хоть грош за воз. Но вот только князь имел право не брать пошлину, а купить груз за заявленную цену, со справедливой торговой надбавкой, конечно. И купцы особо не наглели - дорого могло обойтись. Сейчас же занижение в два раза - это еще по-божески, бывает и в десятки раз. Так что, неужели можно через границу просто так провести огромный грузовик, доставить его к оптовой базе - и никто его не задержит? Разумеется, не совсем так. Все схемы нелегального преодоления границы через таможенные пункты сейчас перечислять не будем. Нас интересует пересечение границы мимо таможенных пунктов - иногда, кое-где и по некоторым причинам контрабандисты на это идут. «Новая граница» с Казахстаном такова, что почти не имеет естественных препятствий движению автотранспорта. Большую часть года автомобиль типа КамАЗ может практически везде двигаться без дорог (пашни здесь стало мало), а по сельским дорогам и подавно. Для более «нежных» еврофур это слишком рискованно. Поэтому для преодоления границы приходится перегружать груз, привлекать для пересечения границы грузовики повышенной проходимости, разбивать груз одной фуры на несколько ЗИЛов или 3-4 КамАЗа. Например, обычная «четверка» переправила за ночь на склад в приграничном селе 90 кубометров груза, сброшенные с фуры в пограничной полосе. После преодоления полосы груз снабжается фиктивными документами о покупке у какого-нибудь ООО, и это уже не иностранное, а свое, родное. Плотность дорожной сети здесь - до 4 сельских дорог на километр границы. Зимой, когда мороз и снега мало, вся граница представляет собой дорогу с твердым покрытием, если же снега по колено - можно нанять сравнительно дешево у нас или в Казахстане «Кировец» К-700 с «клином», который на хорошей скорости пробьет дорогу и при необходимости вытянет застрявших. Пограничная зона здесь плотно заселена по обе стороны границы, все тут родственники или хорошие знакомые. От пары-тройки тысяч рублей, как правило, никто не отказывается, особенно если в родном совхозе зарплата 90 рублей. А если показался на горизонте «УАЗик» с пограничниками, «Кировец», объехав колонну, заваливает огромным сугробом только что пробитую дорогу. Снегоходов у пограничников нет, проходимая техника редка и зачастую не имеет горючего. Впрочем, грузовладельцам приходится нести еще некоторые расходы. Так, на всю Западную Сибирь прозвучал факт - при сопровождении автоколонны с контрабандными грузами были задержаны два сотрудника Управления ФСБ по Новосибирской области. «Оборотни», как оказалось, получали за проводку $30 тысяч. Выгодно было и для заказчиков - что такое $5-6 тыс. с машины по сравнению со $100 000? Есть и еще кое-какие траты при нелегальном пересечении границы, но все равно контрабанда невероятно прибыльна.Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ