VIP-чартер как способ выжить

По словам заместителя гендиректора красноярского авиапредприятия «Черемшанка» Григория Илепо, каждый год спрос на услуги деловой авиации возрастает на 10-15%. По его мнению, это связано с усилением деловой активности, в частности, увеличением количества визитов в Новосибирск и Красноярск политически значимых и финансово состоятельных VIP-персон. «Мы считаем, что рынок деловой авиации в Сибири имеет хорошие перспективы, - говорит Григорий Илепо. - Главная проблема развития этого сектора авиабизнеса - отсутствие доступных отечественных самолетов различной вместимости, дальности и комфорта. Зарубежная техника, даже если брать ее в лизинг, очень дорогая. Например, стоимость самолета Citation Х - не менее $15,5 млн. Раньше деловые самолеты у нас не выпускались, поскольку в них просто не было потребности. Сейчас потребность появилась, поэтому начался процесс переоборудования среднемагистральных самолетов в бизнес-варианты». По словам господина Илепо, примерная стоимость работ по переоборудованию самолета типа Як-40 под класс VIP оценивается не менее чем в $200 тыс.

Сейчас в аэропорту Черемшанка базируются четыре местных авиакомпании, которые предоставляют услуги типа «VIP-чартер». Например, авиакомпания «Тура» предоставляет технически усовершенствованный самолет Як-40 на 9 мест, который может без дополнительной посадки долететь до Москвы. Кроме того, под VIP-класс переделаны самолет Ан-24 и вертолет Ми-8. В среднем в месяц, по словам Григория Илепо, поступает 5-6 заказов на услуги бизнес-авиации. Контингент пассажиров - политические деятели, чиновники краевой администрации, руководство Красноярского алюминиевого завода. Заказать собственный рейс - удовольствие не из дешевых. Так, в «Новосибирск Авиа» один летный час на вертолете типа Ми-8 для четырех человек будет стоить порядка $800. А VIP-чартер из Красноярска до Норильска на Як-40 обойдется примерно в $4,7 тыс. В эту сумму включается предоставление персонального воздушного судна, авиационное топливо, аэронавигационные сборы, страховка пассажиров, сопровождение всего рейса представителем авиакомпании для оперативного решения вопросов в полете, стоянка в аэропортах следования и питание в полете по VIP-классу.

Однако не только предприятия малой авиации практикуют бизнес-услуги. Так, летный час VIP-чартера, выполняемого на Як-40 компании «Томск Авиа», стоит от $1,2 тыс. Кроме того, компания в последнее время смогла пополнить свой авиапарк четырьмя переоборудованными Ан-24 и одним Ан-26Б100 (в котором помимо VIP-салона на 10 пассажиров есть грузовой салон для автомобиля). По словам начальника коммерческой службы «Томск Авиа» Виталия Назарецкого, такие чартеры заказывает полномочный представитель президента в СФО Леонид Драчевский, работники администрации Новосибирской области, руководители крупных фирм, хоккейная команда «Сибирь», футбольный клуб «Томь». По мнению начальника группы деловой авиации авиакомпании «Ист Лайн» Александра Пономарева, с каждым годом конкуренция на рынке бизнес-авиации обостряется. А недавний приход на российский авиарынок компании NetJets Europa, специализирующейся на VIP-перевозках, может потеснить российских перевозчиков. NetJets предлагает пассажиру самолеты типа Citation или Falcon, тогда как российские компании летают на Як-40, Ан-24, Ту-134 и вертолетах Ми-8.

По мнению специалистов, российская авиатехника в бизнес-перевозках не имеет долгосрочных перспектив. Хотя бы потому, что, например, самолеты типа Як-40 (которые с натяжкой могут претендовать на статус «делового» самолета) уже не производятся. Просто никакущий...Разбавленный табак - именно такие ассоциации возникли. Ни вкуса, ни радости. А существующий парк «малой» авиации постепенно вырабатывает свои технические мощности. И хотя у самолета типа Ту-134 стоимость летного часа на несколько сотен долларов меньше, чем у иностранного делового самолета небольшой вместимости, приход западной техники становится неизбежным.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ