Новые игроки на сельском поле

Сельский электорат накануне выборов всегда интересовал политические партии. Традиционно селяне голосовали за партии «левого» толка. Но ближе к началу новой избирательной кампании в Госдуму РФ на «сельском» поле начали появляться новые «игроки». С 1 апреля в борьбу за голоса селян намерена вступить «Единая Россия».  Судьба сельского электората зависит от того, какую позицию займет возглавляемая Михаилом Лапшиным Аграрная партия. Фото Аркадия УВАРОВА  На первых думских выборах голоса сельского электората делили между собой КПРФ и Аграрная партия России. Однако АПР постепенно теряет политический вес. Если на выборах в Госдуму в 1993 году, пока сельский электорат не интересовал КПРФ, АПР получила 7,99% голосов, то в 1995-м коммунисты перехватили инициативу, и Аграрная партия собрала всего 3,78%. В итоге на выборы 1999 года АПР шла уже в блоке с компартией. В последнее время заметно снижается и активность ЛДПР, также традиционно работавшей на селе. Первым освобождающееся место попытался занять Союз правых сил. В ноябре 2001 года «правые» провели в Новосибирске Всероссийскую аграрную конференцию «Концепция развития агропромышленного комплекса России: принципы формирования новой аграрной политики». А уже в марте 2002 года было создано Общероссийское общественное движение «Аграрная Россия», которое возглавил депутат Госдумы, руководитель Новосибирского отделения СПС Александр Фомин. «Единая Россия» тоже заинтересовалась возможностью получения «сельских» голосов. Ее основные программы направлены на средний и крупный бизнес и мало интересуют селян. Однако отмечаемая в последнее время социологами тенденция резкого падения рейтинга партии заставила «единороссов» обратить свой взгляд на село. Чтобы заполнить имеющийся пробел и наладить отношения с сельским электоратом, с 1 апреля начинает действовать федеральная партийная программа по пропаганде «Единой России» в городах областного подчинения и сельских районах. Как сообщил председатель политсовета Новосибирского отделения «Единой России» Александр Замиралов, это вызвано тем, что партия создана совсем недавно и перед выборами о ее целях и идеологии необходимо информировать как можно большее количество избирателей. Если на выборах в Госдуму движение «Единство» (предшественник «Единой России»), к примеру, в Новосибирской области поддержали 23% сельских избирателей и только 18,48% жителей Новосибирска, то у других партий ситуация складывалась сложнее. «Отечество - Вся Россия» получила 3,9% на селе и 7,45% в городе; СПС - 5,43% и 12,74% соответственно. Результат КПРФ составил 32,49% по селу и всего 12,74% в областном центре. Особенно перспективной для политических партий выглядит попытка получить голоса крестьян в «аграрных» регионах Сибирского федерального округа - Новосибирской и Омской областях и Алтайском крае. Ведь именно в Сибири работают такие политики-аграрии, как председатель АПР, глава республики Алтай Михаил Лапшин, руководитель Агропромышленной группы Госдумы РФ Николай Харитонов, лидер движения «Аграрная Россия» Александр Фомин. Директор Алтайской школы политисследований, профессор Алтайского госуниверситета Юрий Чернышев подчеркивает: «В «аграрных» регионах сельский электорат отличает высокий процент явки на избирательные участки (в результате это дает не менее половины всех голосов) и повышенная степень «управляемости». Огромную роль играет административный ресурс - влияние краевой и районных администраций, а также КПРФ и АПР - партий, которые в большинстве случаев опираются на местные власти». Поэтому, по словам Чернышева, отсутствует «рычаг», который помог бы радикально изменить расстановку сил: «Особенно малы шансы у СПС: имидж Чубайса в алтайской глубинке вполне однозначный, и никакая агитация его уже не изменит. Что же касается «Единой России» с ее неустойчивым рейтингом, то здесь многое будет зависеть от наличия грамотной PR-кампании, а также от конкретной политической и социально-экономической ситуации перед выборами. При благоприятном для нее стечении обстоятельств «Единая Россия» вполне способна отнять существенную часть сельского электората у левых партий». В «промышленных» регионах привлекательность сельского электората не столь сильна. Например, в Томской и Кемеровской областях доля сельского населения относительно невелика, и оно традиционно политически малоактивно. Соответственно, село в таких регионах не представляет на выборах большого интереса для партий. Что же касается новой агитационной программы «Единой России», то томский политтехнолог Михаил Павловский расценивает ее как «достаточно стандартный прием, когда выборная тактика отрабатывается на территориях cо слабым электоральным полем. Ошибки, которые непременно происходят в тактическом плане, в таком случае нивелируются малым количеством голосов. В процессе работы оттачивается выборная стратегия, которая по мере приближения к выборам позволяет сформировать достаточно уверенные позиции кандидатов». Именно поэтому, по мнению Павловского, агитационная кампания «Единой России» началась в малонаселенных, преимущественно сельских районах Томской области, хотя главная борьба будет происходить в городах. Тем не менее во время предстоящей думской кампании у сельского электората появятся более широкие возможности для выбора. Как считает эксперт Фонда развития политтехнологий и прогнозирования «Сибирь-Форум» Игорь Козлов, основную роль в переделе сельского электората может сыграть позиция АПР. Если аграрии объединятся с «Единой Россией», то достаточно большой процент селян может проголосовать за такой избирательный блок. Не очень крепкий, но вкусный чай. Цена очень низкая в сравнении с аналогичными чаями, за счёт крайне простой упаковки. Это я считаю правильным, зачем переплачивать за упаковку, если она отправится на помойку сразу после покупки Однако в этом случае АПР полностью теряет политическую самостоятельность. Объединение АПР с КПРФ, по мнению Козлова, «маловероятно, учитывая амбиции Михаила Лапшина». Шансы СПС и «Аграрной России» эксперт также оценил довольно осторожно: «У этого движения пока отсутствуют яркие программы, направленные на село». Впрочем, одним из основных факторов, который определит выбор жителей сельских районов СФО, станет партийная реклама на федеральных телеканалах, поскольку возможность переключаться на другие «кнопки» в населенных пунктах, удаленных от областного центра, почти полностью отсутствует.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ