Раньше заплатишь - дальше уедешь

Неполных трех месяцев хватило, чтобы оценить все издержки федеральной реформы налогообложения владельцев транспортных средств. К переменам оказались не готовы ни налоговики, ни «дорожники», ни региональные бюджеты, для которых транспортный налог является существенным источником дохода. В этих условиях сибирские законодатели идут на компромисс с законом, чтобы сохранить баланс в местной казне.   Таким компромиссом выглядит, в частности, принятие в первом чтении депутатами Новосибирского облсовета законопроекта о внесении изменений в областной закон «О транспортном налоге». Пожалуй, это единственный способ получить запланированные в областном бюджете нынешнего года 380 млн рублей доходов от транспортного налога. По новому закону, эти деньги должны поступить в бюджет не раньше 2004 года - согласно установленному налоговому периоду, который заканчивается 31 декабря. Чтобы восполнить потери, области пришлось бы взять кредит, издержки по обслуживанию которого составили бы 91 млн рублей. Суть предложенных обладминистрацией поправок в закон - установление системы авансовых платежей и налоговых периодов для них. Как пояснил руководитель группы разработчиков, начальник комитета экономики департамента экономразвития Павел Заболотный, для юридических и физических лиц предполагается установить срок уплаты налога до 5 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, и авансовый платеж со сроком уплаты до 1 августа текущего года. Для юрлиц, полностью уплативших сумму транспортного налога за 2003 год до 1 августа, устанавливается 10-процентная льгота. Юристы оспаривают правомерность этих нововведений. По оценке начальника управления по правовым вопросам облсовета Юрия Суханова, законопроект в такой редакции будет противоречить сразу нескольким статьям Налогового кодекса. В частности, как говорится в официальном заключении, «органы власти субъекта РФ не наделены полномочиями по определению отчетного периода по данному налогу». «Мы осознанно идем на нарушение, - выразил позицию областного парламента председатель бюджетного комитета Виктор Осин, - но попытаемся обратиться к федеральным властям по поводу изменений в законодательстве. Спасибо большое !!! Очень вкусный мармеладик!!! Как съедим обратимся снова) СОБИРАЕМ ЗАКАЗЫ НА ИЮНЬ =))) Делаем заказы на праздничные дни =))) А пока будут идти суды и приниматься решения, возможно, что-то соберем». Тем более что автоперевозчики в целом не высказывают резко негативных оценок по поводу возможных перемен. «Мы даже заинтересованы в таких изменениях, особенно в тех, где уплата связана с крупными суммами, - заявил «КС» главный специалист автотранспортного отдела ООО «Байт-Транзит-Континент» Александр Бартеньев. - Например, за один «КамАЗ» нужно заплатить единовременно порядка 18 тысяч рублей, а если «КамАЗов» у предприятия 50 или 100, это выливается в сумму порядка 1,5 млн рублей. 10% от полутора миллионов - это совсем не мало». Впрочем, в СФО это не первый пример установления авансовых платежей по транспортному налогу. В Красноярском крае такая мера уже введена и не считается противоречащей федеральным нормам. Начальник отдела ресурсных платежей УМНС Красноярского края Юрий Попков заявил корреспонденту «КС»: «Авансовый платеж предусмотрен для ускорения поступлений средств в бюджет. В отношении тех, кто этим не воспользовался или вообще не заплатил налог в 2003 году, наши законодатели предусмотрели штрафные санкции». Тем не менее новосибирские законодатели на последней сессии приняли обращение к президенту РФ об экстренных изменениях в Налоговом кодексе РФ; они предлагают установить следующие отчетные периоды для авансовых платежей юрлицами: первый квартал, полугодие и девять месяцев. «Действующее налоговое законодательство практически лишает дорожную отрасль возможности получения значительной части денежных средств в течение 2003 года», - сказано в послании, к которому, как надеются новосибирские парламентарии, присоединятся их коллеги из других регионов СФО. Состояние территориальных дорожных фондов краев и областей Сибири (как, впрочем, и всей России) дает основания полагать, что поддержка будет массовой. На днях заместитель руководителя УМНС по Алтайскому краю Виталий Колодько выразил сомнения в том, что собираемость транспортного налога в 2003 году достигнет запланированной величины в 350 млн руб. По данным алтайских налоговиков, за первые полтора месяца нынешнего года было собрано чуть более 1 млн руб. (при этом недоимка прошлых лет составила 500 млн руб.). По самым оптимистичным прогнозам УМНС, собираемость транспортного налога в крае не превысит 90-95%. В случае предоставления льгот эта планка может быть существенно снижена. Поэтому вопрос об установлении льгот по транспортному налогу до сих пор вызывает ожесточенные споры в краевой администрации. Кроме законодательных, предстоит решить еще множество организационных проблем. Схема уплаты транспортного налога в 2003 году должна быть принципиально иной: автовладельцы обязаны платить налог не ГИБДД, а налоговым органам по квитанции, полученной по почте. Предполагалось, что система начнет действовать уже в феврале, но процесс, видимо, затягивается. «Мы даже не против внесения авансовых платежей, - говорит директор ООО «Транспортно-экспедиционная компания» Александр Каратаев, - но сейчас расчеты производим не мы, а налоговая инспекция, и пока нам никаких бумаг оттуда не поступало». Предположения о неготовности налоговых органов к этой дополнительной нагрузке высказывались еще в прошлом году. Тем не менее налоговики решительно отказываются брать на себя вину в данной ситуации. В частности, руководитель УМНС РФ по Новосибирской области Владимир Камышан заявил в интервью «КС»: «Говорить, что инспекция к этому не готова, не совсем корректно. Не готова база данных ГИБДД и, прежде всего, сведения о мощности моторов. Примерно в 70 процентах отчетов автоинспекции эти данные отсутствуют». Есть выход - для определения мощности двигателя в качестве одного из расчетных показателей при подсчете ставки транспортного налога будут использоваться данные специального федерального справочника. Автовладельцы, несогласные с расчетами налоговой инспекции, получат право предоставлять уточненные сведения по мощности, в зависимости от которых налог может быть скорректирован. На решение организационных вопросов, предполагает Владимир Камышан, уйдет около полутора месяцев. Столичные аналитики в комментариях центральным СМИ не исключают, что в масштабах страны система заработает в лучшем случае лишь к середине лета, а путаницы хватит не на один год.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ