Кирилл Новожилов: «Мы используем стратегию гонки за лидером»

В октябре 2002 года группа топ-менеджеров томского завода «Сибкабель», связанного с Уральской горно-металлургической компанией (УГМК), во главе с гендиректором Кириллом Новожиловым перешла на ОАО «Сибэлектромотор». Причиной ухода господин Новожилов называл тогда возникшие несогласия акционеров завода с предложенной им стратегией развития предприятия. Эта стратегия предусматривала совместную работу с другой томской компанией - «Сибэлектромотором». О проблемах машиностроения гендиректор «Сибэлектромотора» КИРИЛЛ НОВОЖИЛОВ беседует с корреспондентом «КС» ВАЛЕРИЕМ ВОРОБЬЕВЫМ.   Кирилл Новожилов родился в 1969 году в Первоуральске Свердловской области. Закончил Уральский политехнический институт. С началом перестройки ушел в бизнес. Работал в Уральской горно-металлургической компании, которая приобрела завод «Сибкабель». Собственники «Сибкабеля» назначили Новожилова директором этого предприятия, где он отработал с 1999-го по август 2002 года. Затем перешел на работу в ОАО «Сибэлектромотор». ОАО «Сибэлектромотор» - третье по величине предприятие России, специализирующееся на выпуске электродвигателей широкого спектра применения. На предприятии трудятся 1800 рабочих. Основной пакет акций компании делят три юридических и одно физическое лицо. Размеры долей не разглашаются. За последние полгода объем выпуска товарной продукции «Сибэлектромотора» вырос в 1,8 раза. Задолженность предприятия в бюджеты всех уровней на конец прошлого года составила около 100 млн рублей. Основные конкуренты - Владимирский и Ярославский электромоторные заводы. - Машиностроение - достаточно проблемная отрасль не только в Томске. Вы появились в Сибири не так давно и можете «свежим глазом» оценить ситуацию в различных регионах. Чем отличается Сибирь от того же Урала? - Я пришел на «Сибкабель» из УГМК. Никто на заводе не верил в наши планы. Хорошо сказал, когда я уже уходил с «Сибкабеля», один начальник цеха: «Весь завод смеялся, когда вы заявили, что на следующий год выручка будет не 17 млн, как сейчас, а 100 млн рублей в месяц». А получилось 120 млн. Не скажу, что это было просто и безболезненно. Управленческая команда высшего звена была сменена практически на 100 процентов. Отлаживалась вся цепочка от закупок сырья до реализации готовой продукции. На «Сибмоторе» в этом плане лучше. Люди меня знают, определенный авторитет в городе я заработал. Хотя здесь тоже приходится начинать практически с нуля. Сейчас я более четко вижу, куда вести завод, как выходить из ситуации с наименьшими потерями. Самое главное для меня - работа. Неважно, где и в каком городе. - Что сейчас происходит на заводе и каковы ваши ближайшие планы? - На «Сибкабеле» была запущена система, которая воспроизводила сама себя и фактически не требовала вмешательства. Моя команда на первом этапе достаточно много помогала новому гендиректору «Сибкабеля», хотя в полном составе перешла на новое предприятие. Сегодня там подобрался штат высокопрофессиональных специалистов и работа идет не хуже, чем при нас. Задача сегодняшнего дня - построить такую же систему на «Сибэлектромоторе». После того как система запущена, надо думать о глобальном, о сверхзадачах, о диверсификации бизнеса. Ближайшая задача - достичь уровня нашего основного конкурента - завода «Элдин». Сегодня мы используем стратегию гонки за лидером, входим в ценовую конкуренцию. Стратегически в данный момент осуществляется захват рынка. Мы держим минимальные цены при максимальном объеме выпуска продукции. В конкурентной среде другого пути нет. Эту задачу мы должны решить в ближайшие полтора-два года, после чего предстоит оптимизировать процесс и закрепиться на своем участке рынка. - Вы не могли бы выделить главное, что необходимо для успеха на рынке? - Первое, с чем связан успех, - наличие команды. Это те специалисты, которые под моим руководством ведут бизнес каждый на своем участке. Я делегирую им полномочия и спрашиваю исполнение переданных функций. В области маркетинга, финансов, организации производства, логистики. Главное - правильно поставить задачу и вовремя спросить. - Тем не менее процессы передела рынка, ресурсов не остановились - Они идут и будут идти, но в соответствии с новыми закономерностями. Знаете, время перераспределения ресурсов, накопленных за 60 лет социализма, когда все было ничье, прошло. Сегодня ресурсы исчерпаны и на предприятия пришли конкретные собственники. Главное, что им нужно, - чтобы была стабильность в государстве, были понятны законы, и тогда можно зарабатывать на длинном периоде деньги. Рост стоимости акций во многом зависит от того, насколько стабильно предприятие. - Томские машиностроители в интервью «КС» не раз пытались доказать, что сибирские климатические условия не позволяют заниматься машиностроением, которое как сектор экономики просто обречено на банкротство - Да, эти проблемы есть. И сегодня, если их не решать, а только обозначать, то заводы действительно обанкротятся. Все, что было при социализме вложено в нефтяную отрасль, сегодня отлично работает. Что касается машиностроения, то его продукция не находит своего потребителя - потребителя конечного передела. На Западе вся прибавочная стоимость зарабатывается не на нефти и газе, а именно на продукции высокого передела. Чем он выше, тем больше маржа. На сегодня мы, во-первых, не умеем продавать, во-вторых, не умеем «проталкивать» свой брэнд. Еще одна проблема - зачастую действительно низкое качество нашей продукции по сравнению с зарубежной. Это мешает продавать наши товары конечному потребителю. Что такое сегодня «Жигули» и что такое «Мерседес»? «Мерседес» - такой же автомобиль, только лучше выполнен. Он в восемь раз дороже «Жигулей», и каждая деталь - руль, кнопки дверей и так далее - стоят дороже в восемь раз. Вот и сравнивайте. В итоге нашему машиностроению приходится уходить в ценовой демпинг, и основным конкурентом сегодня выступает Китай. Тот же Китай сильно конкурирует с нами в части заработной платы. Вывод: ниша дорогого товара нами не завоевана. Что касается энергозатрат, то они в Сибири действительно выше. Выше даже, чем у наших российских конкурентов. У нас больше транспортные расходы. Но опять же в машиностроении надо стремиться к продукту высокого передела, потому что, когда перевозишь сложный дорогой продукт, транспортная составляющая практически не влияет на цену. Вывод напрашивается сам собой: чтобы машиностроение в Томске выжило и развивалось, необходимо его инновационное развитие, как сейчас говорят - «хай-тек». Только это позволит опередить конкурентов, выпускающих «традиционные» продукты. Финляндия была нищей аграрной страной, куском России. Но они «впряглись» не в лес, не в добычу сырья, а в конечные технологии. Хотя лес у них тоже есть, но он доведен до уровня конечного товара. Если бы финны продавали круглый лес, то так и остались бы нищими, как какая-нибудь африканская страна. Посмотрите на карту. Практически в любой стране мира присутствует индустриально развитый север и отсталый аграрный юг. В тепле работать не хочется. Наша проблема не в холоде. Проблема в отсутствии реальных технологий энергосбережения. В той же Финляндии энергозатраты на выпуск аналогичной продукции на порядки ниже, чем у нас. Я считаю, то, что мы находимся на севере, дает нам плюс. Возьмите север Европы. Что, Норвегия, Финляндия, Швеция - не развитые страны? Ну это все будет зависить от любителей сладкого))) Смотрите, в упаковке находится 17 мармеладин, одни побольше в виде фруктов, другие поменьше в виде ягод. Ну если предположить, что каждый ребенок угоститься ,например,5 конфетами, а это минимум)))детям он нравится, выходит Вам нужно 8 или 9 упаковок. Назовите хоть одну страну на севере, которая не развита. Так что вопрос в одном - в технологиях. - На территории завода расположено СКБ - специальное конструкторское бюро, которое раньше было в составе завода. Каковы его последние разработки, как много инновационных технологий сегодня предлагает наука? - Взаимоотношения с СКБ рабочие, но ноу-хау как такового пока нет. Пока ноу-хау предлагает Томский политехнический университет. Недавно мы провели инновационный конкурс. Победителям вручались телевизоры, СВЧ-печи. Выигрывали призы как наши работники, так и сотрудники института, даже студенты. СКБ сегодня очень загружено нашими заказами. Мы начали освоение новых высот электродвигателей. Нам не хватает ассортимента по сравнению с нашими конкурентами. За этот год мы введем пять новых позиций. Если сравнивать с прошлыми годами, то для запуска одной позиции требовалось пять лет. Очень загружены службы технологов - мы закупаем оборудование. Это даст нам более широкий ряд номенклатуры изделий, сравнимый с ассортиментным рядом наших конкурентов, и, как результат, прибавку к выручке. За год мы эту задачу решим. В общем виде проблему можно разбить на три этапа: первый - догнать, второй - стать не хуже, третий - стать лидером. Нельзя быть вторым и третьим. Надо быть всегда первым. - Тогда возникает следующий вопрос: где брать кадры для новых технологий? - Это сегодня самая большая проблема в машиностроении. Я даже думаю, что она стоит острее, чем износ оборудования. Во время социализма мы готовили специалистов для народного хозяйства, в котором не было бизнеса, торговли. А ведь это составляющие нормальной экономики - как финансы, как маркетинг. В недавнем прошлом остро встал вопрос о том, что нет грамотных юристов, экономистов, финансистов. Все бросились учиться этим специальностям. Так и должно было случиться. Был на эти специальности спрос, как результат появилось предложение. Сейчас юристов и экономистов не просто много, а очень много. Хотя, по правде сказать, хороших все-таки не так много. Все считали, что экономисты и финансисты - это и есть весь бизнес. Сегодня выяснилось, что это только часть бизнеса. Сегодня как хороший инженер, так и хороший рабочий уже в дефиците. Людей приходится учить прямо у станка, и только через год они дают отдачу. Это неправильно. Сегодня предприятие берет на себя функции ПТУ. Хотя рынок, я думаю, отрегулирует и эту проблему. Все опять упирается в государственную политику. Необходимо создать условия, и тогда зарплата хорошего рабочего станет выше, чем у плохого юриста. Будет материальный стимул, появятся кадры. - Кстати, об условиях. Последние налоговые нововведения в достаточной мере увеличивают стоимость продукции. Это коснулось всей торговли и, как следствие, всей томской «пищевки». По различным оценкам, местный товаропроизводитель может потерять до 10% местного рынка. И это - результат одного постановления - Хотя нас «торговые» налоги и не коснулись напрямую, нам это знакомо по другим налоговым инновациям. Существует целый перечень налогов, которые могут устанавливать городские депутаты. Самое страшное, что эти местные налоги ничем не регламентированы, ничем не ограничены. В городской Думе при принятии налога на уборку территории ситуация выглядела приблизительно так: сколько у нас производителей? - столько-то. Сколько нам денег надо? - столько-то. Одно поделили на другое - и получили ставку налога. Я тогда выступал оппонентом. Пытался убедить депутатов в том, что предприятия машиностроения продают свою продукцию по всей России. Что у нас есть конкуренты, у которых этого налога нет. Мы изначально начинаем проигрывать. Мы просто потеряем рынок, и завтра предприятие, которое производит аналогичную продукцию, будет продавать ее у нас. Получится так, что мы не сможем продавать нашу продукцию даже у себя в городе. А власть будет сидеть и ждать, когда этот мнимый налог с той же уборки территории поступит в бюджет. Тогда мне частично удалось убедить депутатов, но мы опять возвращаемся к ситуации, когда надо платить зарплату учителям, врачам и так далее. Круг замыкается, и мы опять вынуждены вспоминать путь Казахстана в его налоговых реформах. Проблему надо решать в государственном масштабе. И самое главное - есть такой экономический закон: на территории одного экономического пространства, которым является Россия, должны быть одни правила игры. А когда они разные, то начинается перетекание денег. Деньги пойдут туда, где налоги ниже. Когда нам декларируют, что инвестиционный климат улучшается, и в то же время повышают налоги, это просто смешно. - Ни для кого не секрет, что основные финансовые ресурсы «стягивает» на себя ТЭК. Если говорить о Томской области, то это ЮКОС. Бытует мнение, что ему гораздо проще купить тот же электродвигатель за границей и не морочиться с местным производителем. Как вы строите отношения с нефтяным гигантом? - Неправильное мнение. Раньше, до кризиса, когда цена на нефть упала до $9, в ЮКОСе, да и в других нефтяных компаниях существовал такой же бардак, как и во всей стране - был переходный период. По сути, не было собственников в нормальном смысле этого слова. Сегодня, когда Ходорковский владеет ЮКОСом, он считает каждую копейку. Тендерные структуры его компании обязательно рассматривают любой товар в соотношении цена/качество. Но сейчас явно наметился перелом в сторону именно стоимости. Когда мы начинаем доказывать, что дешево - это плохо, нам отвечают: «Зато это дешево». Сегодня, конечно же, сложное, не имеющее аналогов в России оборудование ЮКОС закупает за границей, а те же электродвигатели, кабельная продукция покупаются в России. Конечно, любой товар проходит испытания, и если результаты тестов их устраивают, то они отдают предпочтение российской продукции. Работа над затратами в нефтегазовых компаниях идет постоянно. Да, у них много денег, но желание каждого нормального менеджера -- чтобы их стало еще больше. Это естественно. - Как вы в целом оцениваете инвестиционный климат в Томской области? - Любой инвестиционный климат субъекта Федерации определяется законами, которые действуют в области. Даже если нам декларируют, что инвестиционный климат Томской области сегодня хороший, а налоговая система ничем не отличается от других областей России, то я скажу, что он в этих субъектах одинаковый. Конечно, есть рейтинговые агентства, которые добавляют или снижают баллы той или иной области, но это принципиально ничего не меняет. Возьмем Казахстан. В 1993 году, когда у них было совсем плохо, они приняли решение оставлять деньги у предприятий. Да, у них не было света, тепла, многого другого, но они это пережили. Предприятия заработали, и сегодня темпы их роста превышают российские показатели. Я уверен, что в рамках одной Томской области проблему инвестиционной привлекательности не решить. Даже если попытаться «отнивелировать» все, что есть в России, и применить в Томске, этого просто никто не позволит сделать. По одной простой причине - деньги потекут в Томскую область. Это мы проходили в Калмыкии, на Алтае, в ряде других областей. Что касается такого слагаемого инвестиционного климата, как безопасность вложенных денег, то тут Томскую область опять же нельзя рассматривать в отрыве от государства. Федеральные законы довлеют над местными, поэтому инвестора привлечь очень трудно. У нас в стране есть одно исключение - Москва. Там крутятся все деньги. Что касается западных инвестиций, то к нам никто всерьез не относится, либо это идет на уровне благотворительности. Конечно, они внимательно следят за тем, что меняется в государстве, но дальше этого дело не идет: память о дефолте 1998 года еще жива у всех. У государства сегодня нет тех заградительных мер, которые позволили бы оградить нас от той же экспансии китайской продукции. И что бы ни говорили про свободный рынок на Западе - там местные производители жестко защищены государством. Сегодня, устремляясь в ВТО, мы делаем массу уступок. Ведь те же китайцы - члены ВТО и ставят нам множество условий. А без голоса Китая нас просто не примут в эту организацию. Слава богу, пока наше правительство не соглашается на эти условия. - Вы - депутат городской Думы, достаточно известный в Томске человек. Каковы ваши политические амбиции? - У меня никогда не было особого желания делать политическую карьеру. Я и в депутаты пошел из любопытства. Я не политик по натуре, я - менеджер. Хотя депутатская работа - это интересно, это помогает в работе предприятия. Реалии современного бизнеса таковы, что приходится непрерывно отстаивать интересы компании, проводить лоббистскую политику. Хотя говорить о том, что мне это удается непосредственно применительно к «Сибэлектромотору», нельзя. Более правильным было бы сказать о лоббировании интересов отрасли. К сожалению, в политике все построено по принципу, который озвучил какой-то классик: «Люди больше всего врут перед выборами». А делают они это по одной простой причине - иначе наврет твой конкурент. Это для меня тяжелее всего, потому что в политике выполнить свои обещания очень и очень сложно. Так что дальше в политику пока не собираюсь. - У вас достаточно напряженная жизнь. А как вы отдыхаете, есть ли хобби? - Сейчас практически никак не отдыхаю. Вот строю дачу. Как закончу, начну заниматься активными видами спорта. В выходные делаю ту работу, которую не доделал в будние дни. Что касается отпуска, то его в общепринятом понимании у меня нет. Просто беру три дня до праздников, три дня после - и куда-нибудь уезжаю. Благо, праздников в нашей стране много.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ