Власти соображают, бизнесмены действуют

Создание в Сибири мультимодальных транспортных узлов не один год называется приоритетом транспортной политики. Но пока власти рассуждают о перспективах, для предпринимателей оптимизация транспортных потоков уже сегодня стала реальностью и необходимым условием ведения бизнеса. В то же время они говорят, что возможности частного капитала по самостоятельному, без поддержки властей развитию транспортно-логистической инфраструктуры практически исчерпаны.   В создании транспортной инфраструктуры бизнес пока опережает власть. На фото: начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько (слева) и полпред президента в СФО Леонид Драчевский (справа). Фото Татьяны КРАВЧЕНКО Транспортные проблемы будут в очередной раз обсуждаться на конференции «Транспортная стратегия России», которая пройдет 12-13 мая в Новосибирске. Предложения участников форума станут основой для деятельности рабочей группы Госсовета при формировании транспортной стратегии России. Проекты создания мультимодальных транспортных узлов, на статус которых в Сибири претендуют сейчас Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск, не раз назывались одними из самых перспективных и наиболее важных инвестиционных проектов для развития транспортной отрасли Сибирского региона. Ассорти:1 коробка - 59 грн Мармелад сделан на основе пектина! Можно давать деткам с года! Всегда самый свежий прямо из завода! Пектин – это природный полисахарид, который является естественным очистителем организма от шлаковОднако их практическая реализация пока идет туго. Даже в Новосибирске, который одним из первых выдвигался на роль транспортно-логистического центра региона, до конца не отлажена совместная работа различных ведомств. Все усилия по реализации мультимодальности Новосибирска пока состоят в выделении обладминистрацией 150 тысяч рублей векселями на реализацию проекта в 1998 году и регистрации ОАО «Новосибирский мультимодальный транспортный узел» (НМТУ). В настоящий момент многие эксперты признают, что формирование мультимодальности перевозок в настоящий момент идет лишь усилиями транспортных операторов. Об этом, в частности, в феврале текущего года говорил в интервью «КС» один из главных идеологов НМТУ, депутат Новосибирского областного Совета и ректор СГУПСа Константин Комаров. С ним согласен первый заместитель главы департамента строительства, архитектуры и дорожного комплекса администрации Новосибирской области Александр Барсуков. По его мнению, «как только в регионе будут созданы условия для динамичного развития транспорта, грузопассажирские потоки сформируются сами по себе». Действительно, современные экономические связи между регионами и объемы грузов уже сегодня заставляют сибирских транспортных операторов осуществлять комплексные перевозки различными видами транспорта. По словам директора государственного предприятия «Сибирское агентство воздушных сообщений» (САВС) Доброслава Ударцева, «в настоящий момент существуют прибывающие в Новосибирск пассажиро- и грузопотоки, которые требуется быстро и качественно доставить в сам город или в населенные пункты области. Сделать это возможно только при оптимизации перевозок авиационным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Поэтому образуются фирмы, специализирующиеся именно на координации этих видов транспорта».  Предприниматели на собственном опыте убедились в необходимости организации мультимодальных перевозок. Фото Михаила ПЕРИКОВА  Даже перевозчикам, до недавнего времени занимавшимся одним видом транспорта, сейчас приходится использовать мультимодальные схемы. Александр Голубев, директор ЗАО «СибЭкспресс», специализирующегося на автоперевозках, рассказал корреспонденту «КС», что у компании появилась необходимость в совмещении различных видов транспорта. «Мы используем мультимодальные схемы в том случае, если товар невозможно перевезти автотранспортом, например, при доставке тяжеловесных или крупногабаритных грузов из-за границы, - говорит Голубев. - До Обской губы груз перевозится морским транспортом, дальше по реке на баржах, а уже потом - на автомобилях. Так, в частности, доставлялись в Новосибирск бочки для нового пивзавода, который строит компания ВИНАП». Экономическая необходимость - главная причина, по которой перевозчики не могут обойтись без координации различных видов транспорта. Это не значит, что перевозчики довольны существующим положением вещей. Согласование маршрутов, сроков и условий оплаты требует массы усилий. Генеральный директор ООО «Торговый Дом Западно-Сибирского речного пароходства» Олег Воробьев сообщил корреспонденту «КС»: «Для того чтобы наполнить грузами порт в Ташаре для их последующей отправки на Север, необходимо согласовать множество технологических моментов с железной дорогой. Без этого я не рискну развивать этот проект. Грузовые потоки формируются из многих регионов - Новосибирска, Кемерова, Томска и т. д., поэтому без согласованности между видами транспорта нормальная работа невозможна». По словам самих перевозчиков, в отрасли сейчас существуют ряд проблем, которые мешают успешному развитию бизнеса и в решении которых без вмешательства властей не обойтись. В частности, многие эксперты указывают, что региональные экономические процессы искусственно «завязаны» на Москву. Например, по словам директора ООО «Байт-Транзит-Континент» Александра Шустина, «сейчас груз из Китая идет в Сибирский регион через Москву, что противоречит всем нормальным понятиям экономики. Объяснение этому феномену нужно искать не в Сибири, а в столице». Независимый эксперт, пожелавший остаться неназванным, в разговоре с корреспондентом «КС» связал эту ситуацию с различным уровнем таможенных тарифов в регионах. По его словам, «таможенные тарифы в Москве намного ниже, чем в Сибири, поэтому дешевле доставить груз из Китая в столицу, растаможить его там, а затем уже привезти к нам. Со стороны Москвы имеет место определенный «таможенный демпинг». А по мнению директора ООО «ТрансЭкспедитор Плюс» (Омск) Алексея Ляшева, «одна из основных проблем для формирования в Сибири современного транспортного узла - высокие тарифы на межгосударственные перевозки. Международные тарифы, даже в рамках СНГ, в три раза выше, чем внутри страны. На мой взгляд, это самая неразумная вещь, которая существует сегодня в системе транспортных поставок». Даже у железнодорожников - казалось бы, монополистов в своем виде (по некоторым оценкам, по железной дороге перевозится порядка 80% грузов) - существуют проблемы, для разрешения которых требуется помощь властей. Как ни странно, эти проблемы связаны с отсутствием достаточных объемов грузов. «По сравнению с 1988 годом объем грузоперевозок у нас снизился на 34%», - говорит заместитель начальника Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги по экономике Валерий Петровский. Для оптимизации перевозок необходимы только объемы грузов, считает он, а это зависит «скорее от эффективного экономического развития всей страны и региона в частности». В свою очередь Александр Шустин полагает, что для нормального, рыночного развития транспортной отрасли региона необходимо исключить любой монополизм, поэтому «от местных властей транспортным операторам нужно прежде всего создание конкурентной среды». Предприниматели говорят, что их возможности по развитию транспортно-логистической инфраструктуры близки к исчерпанию. Для этого нужны целенаправленные усилия местной и центральной власти. Так, по мнению Доброслава Ударцева из САВС, «развитие транспортной инфраструктуры региона - задача властей. У частных перевозчиков нет ни прав, ни возможностей для того, чтобы заниматься этим».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ