Региональные консалтеры объединяются против москвичей

Консалтинговые компании Алтая пытаются найти конкурентные ходы в борьбе за крупных клиентов, которые уже давно находятся на обслуживании у столичных и международных структур. Так, около десятка алтайских специализированных предприятий объединились в Консалтинговый альянс (КА). Его участники полагают, что одновременное предложение целого комплекса услуг востребовано на рынке. Однако большинство экспертов сомневаются, что новому альянсу удастся переманить к себе клиентуру без привлечения административного ресурса.

красивые_девушки_вебкам

В альянс вошли оценочная фирма «Бюро оценки», ООО «Коммерческий центр» Союза промышленников Алтая, Институт проблем промышленного развития, предприятия холдинга «Байт», аудиторская фирма «Аудит и Консалтинг», онлайн вебкам студия, Барнаульская адвокатская контора, издательство «ВН» и редакция специализированного журнала «Консультант и Практик», который предполагается сделать базовым для КА изданием, политтехнологическая компания ООО «Прогноз». По словам руководителя КА Вадима Козлова, предпосылок для создания альянса было несколько. Прежде всего крупные заказчики опасаются, что, приглашая на предприятия отдельно аудиторов, оценщиков, поставщиков информационных технологий, каждый раз приходится откровенно рассказывать о своих проблемах. В связи с этим многократно возрастает риск раскрытия коммерческой тайны. К тому же, когда различные участники консалтингового рынка одновременно занимаются делами на предприятии, это затрудняет текущую работу менеджмента. Комплексное изучение состояния предприятия пулом специализированных фирм позволяет заказчику сократить временные затраты приблизительно наполовину. Настолько же снижаются и финансовые затраты. «Когда на предприятие (как правило, не самое благополучное) приходят новые собственники, они сталкиваются с необходимостью проведения финансовой ревизии, бухгалтерского учета, аудиторских процедур, маркетинговых исследований, внедрения новых информационных технологий, - отметил Вадим Козлов. - Новые, в первую очередь иногородние собственники нуждаются в PR-поддержке своих нередко непопулярных действий (сокращение персонала, непрофильного производства и объектов соцкультбыта) в глазах персонала, местного населения и региональных властей». Впрочем, другие специалисты этого рынка считают, что появление альянса связано не только с заботой о клиентах, но и с опасением за свои позиции. Так, по словам генерального директора Сибирского института оценки (Новосибирск) Татьяны Яговкиной, «объединение крупных консалтинговых компаний Алтая является, безусловно, следствием развития рынка консалтинговых услуг, но в то же время свидетельствует о том, что крупнейшие компании опасаются за свой рынок. Если востребованность услуг удовлетворяет компанию, она не станет ни с кем объединяться». Предполагается, что участники альянса будут заниматься решением проблем средних и крупных предприятий, а также программ и проектов краевого и регионального уровня. Исполнителем заказа может выступать как альянс в целом, так и отдельные его участники - в зависимости от потребности и желания заказчика. Член альянса может привлечь для проведения всего комплекса консалтинговых работ в качестве субподрядчика любого партнера (или партнеров) по альянсу. Члены КА рассчитывают, что к их услугам будут прибегать не только неблагополучные предприятия, но и те, менеджмент которых намерен оптимизировать управление собственным бизнесом. «Мы не хотели бы уподобляться похоронной команде, которую вызывают, когда предприятие агонизирует или речь идет о его ликвидации, - подчеркнул Козлов. - Если бы в свое время участники альянса провели комплексные консалтинговые исследования, например, на Барнаульском шинном заводе или заводе синтетического волокна, то эти предприятия не оказались бы сегодня в столь плачевном состоянии». Раньше каждая кукурузка была упакована в индивидуальную прозрачную упаковку флоу-пак, а в последней все идут в одном пакете, немного слипшись, но форму не теряют. Я купила и в индивидуальных упаковочках тоже, но не получила еще. Однако потенциальные клиенты пока скептически относятся к начинанию. Так, в «Алтайэнерго» полагают, что эффективность работы пула будет зависеть от соотношения «цена - качество»; кроме того, крупные предприятия уже имеют партнерские связи с консалтерами и аудиторами.

 

Директор департамента корпоративных финансов компании «ЛЭНД» Игорь Герцог полагает, что «идея создания альянса спорна, вряд ли ею удастся всех увлечь». Для крупных предприятий гораздо важнее иметь аудитора или консультанта с известным (желательно, на мировом уровне) именем. «Крупные предприятия уже хорошо работают с московскими и международными компаниями и не захотят менять своих партнеров», - говорит Игорь Герцог. С другой стороны, предприятия, которые сотрудничают с «карманными» аудиторами и регистраторами, также вряд ли пойдут на обслуживание в новую, незнакомую структуру. Кроме того, клиентов может отпугнуть и сосредоточение в одних руках, в альянсе, большого массива коммерческой информации о предприятии. «Полный сервис «в одном окошке» выглядит очень привлекательно, - говорит Татьяна Яговкина, - однако объединение коммерческих интересов, разбросанных по разным секторам рынка консультантов, которые кардинально отличаются по идеологии, стратегии, уровню развития платежеспособного спроса, - задача тяжелая. Для ее решения нужен влиятельный центр, располагающий жизненно необходимым для всех ресурсом - гарантированным куском рынка, который справедливо будет поделен между участниками такого альянса».

Очевидно, что при получении крупных заказов не последнюю роль будет играть позиция краевых властей. Между тем участники альянса пока не выработали общую позицию. По мнению некоторых участников КА, получение некоего статуса «уполномоченности» при администрации края вряд ли поможет, более того, создаст дополнительные трудности: власти отличают финансовая необязательность и авторитарный стиль взаимоотношений с партнерами. Однако есть и другая точка зрения: крупные заказы можно получить только из администрации края, которая заинтересована в работе не с мелкими контрагентами, а с неким консалтинговым пулом, объединяющим авторитетные и профессионально работающие на рынке фирмы, который к тому же сможет что-то противопоставить столичным компаниям.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ