Горячие акцизы

Механизм уплаты акцизов на ГСМ по-прежнему остается больной темой для многих сибирских регионов. Но пока власть и бизнес действуют в разных направлениях. Операторы рынка стремятся отстоять свои интересы в правительстве и изменить порядок уплаты акцизов, а власти рассчитывают в большей степени на административный ресурс.   Новый порядок сборов акцизов на нефтепродукты пока принес реальную прибыль лишь нескольким сибирским регионам. В их числе - Иркутская область (на фото - губернатор Борис Говорин) С 1 января 2003 года действует новая редакция Налогового кодекса РФ в части сбора акцизов на нефтепродукты. Теперь акциз платят не только нефтезаводы (как это было прежде), но также оптовые и розничные продавцы ГСМ. Сам акциз распределяется следующим образом: 60% - в консолидированный бюджет, 40% - в федеральный. Плательщиком акциза является юридическое лицо, получившее «Свидетельство о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами». Вводя эту поправку к законодательству, государство преследовало три основные цели. Во-первых, увеличить ставки акцизов на 45%. Во-вторых, помочь местным бюджетам путем перераспределения акциза, платившегося до этого в федеральный бюджет. Хорошие результаты достигнуты в Омской области: если за весь прошлый, 2002 год объем налогов, уплаченных компанией «Сибнефть» в местные бюджеты, составил 1,75 млрд рублей, то только за 5 месяцев текущего года «Сибнефть» перечислила налоговому ведомству уже 2,39 млрд. В то же время многие участники топливного рынка жалуются на то, что новая система значительно усложняет работу. Так, главный бухгалтер ООО «Иркутск-Терминал» Андрей Тутолин, крупнейшего оптового поставщика ГСМ в Иркутскую область, убежден, что кроме дополнительных расходов, связанных с подачей декларации, изменение уплаты акцизов никакого эффекта не принесло. «Для предприятий розничной торговли получение свидетельства совершенно необязательно, - считает он. - То есть получается, что норма в законодательстве есть, а смысла в ней для розницы никакого нет. Плательщиком становится конечный реализатор, у которого есть свидетельство на оплату акцизов. Никаких принудительных или контролирующих мер для этого не предусмотрено. Поэтому складываются такие ситуации, когда один регион, по сути, забирает деньги из кармана другого. Так происходит, когда местные поставщики, не имея свидетельства, покупают нефтепродукты за пределами области. И тогда акциз остается в том регионе, где они осуществили покупку».  В то время как операторы ГСМ работают со своими клиентами, власти «работают» с операторами. Фото Михаила ПЕРИКОВА  Не все идет гладко. По неофициальной информации источника «КС», близкого к Российскому топливному союзу (РТС), ситуация вокруг акцизов недавно обсуждалась на самом высоком уровне - в правительстве России. Премьер Михаил Касьянов интересовался положением дел у министра экономического развития Германа Грефа (утверждавшего, что система сбора акцизов работает плохо) и министра по налогам и сборам Александра Бакаева (наоборот, рассказавшего о положительных результатах акцизных сборов). Говорят, что этот разговор мог стать следствием недовольства низкими акцизными сборами, которое высказал членам правительства губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Так это или нет, доподлинно неизвестно, однако очевидно, что не во всех регионах ситуация вокруг акцизов развивается по плану правительства. Половина денег от акцизов, остающихся в местных бюджетах, идет в территориальные дорожные фонды. Правительство решило, что акциз на нефтепродукты должен обеспечить содержание дорог, тем более что налог на пользователей автомобильных дорог был отменен. Вокруг «дорожных» денег и разгораются главные страсти. По словам заместителя председателя комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Алексея Легостаева, ожидаемых поступлений в краевой бюджет в связи с новым порядком взимания акцизов на ГСМ не произошло: «В краевом бюджете на текущий год была заложена сумма в 380 млн рублей. Однако по итогам пяти месяцев собрано всего порядка 65 млн. В настоящее время трудно точно прогнозировать, сколько в конечном итоге соберет бюджет. Так как сами акцизы уплачиваются с отсрочкой платежа, надеяться на выполнение плана не приходится. Если, конечно, ничего не изменится». По предварительным подсчетам комитета, лишь 30% ГСМ, поступающих в край, попадают под местное налогообложение. Остальные платят либо по месту производства, либо по месту оптовой реализации за пределами Алтая. Алексей Легостаев считает, что механизм взимания акцизов на ГСМ по месту их конечного потребления так и не заработал: «Лишь 39 хозяйствующих субъектов из 150, занимающихся поставкой и продажей ГСМ в край, приобрели свидетельства, позволяющие им оплачивать акцизы в крае. Администрация постоянно ведет работу с участниками рынка ГСМ, чтобы они приобретали подобные свидетельства. Тем более что определенные дивиденды, с экономической точки зрения, предприниматели от этого получают. Так, меньше средств идет на закупку ГСМ, поскольку при расчете с поставщиками компаниям не приходится оплачивать сумму акцизов. А акцизы в расчетах, как известно, занимают значительную долю. Кроме того, оплата самих акцизов осуществляется с отсрочкой». Начальник отдела косвенных налогов УМНС Новосибирской области Татьяна Казакова сообщила «КС», что ситуация с получением свидетельств за прошедшие месяцы не изменилась в лучшую сторону: «Каждый день число плательщиков акцизов меняется, но можно сказать точно, что больше их не стало. Свидетельства в основном сдают». Статистика по Новосибирской области неутешительна: всего было подано 62 заявления на получение свидетельств, из них выдано 41. Однако затем предприниматели начали сдавать уже полученные свидетельства обратно: на 1 апреля действовало 16 документов, а на 1 июня - 14. При этом свидетельства не получают даже крупные игроки регионального рынка, например «Роснефть-Алтайнефтепродукт». Объяснений тому несколько, но, как пояснили «КС» сами операторы, отказ от приобретения ими лицензий связан не с тем, что они этого не хотят, а прежде всего с определенным давлением на них со стороны основных поставщиков - заводов-производителей. Те же, в свою очередь, находятся под прессом губернаторов территорий, на которых эти заводы находятся. Понять губернаторов можно: они заинтересованы прежде всего в пополнении бюджетов и дорожных фондов своих регионов. Субъектам Федерации, где производства ГСМ нет, ничего не остается, кроме как заниматься разъяснительной работой, поскольку реальных рычагов стимулирования приобретения свидетельств у региональных властей нет. Заместитель руководителя УМНС России по Алтайскому краю Татьяна Деева признает, что взыскание акциза на нефтепродукты в крае составляет определенные трудности. «Дело в том, что у нас нет собственных нефтеперерабатывающих заводов, мы приобретаем нефтепродукты в других регионах, и не у производителей, а у перепродавцов, - говорит она. - Если перепродавец не имеет свидетельства, то и нашим организациям нет смысла получать такой документ, поскольку в этом случае будет идти двойное налогообложение. Получается, что объем поступления нефтепродуктов в Алтайский край большой, а плательщиков акциза немного». Начальник отдела косвенных налогов УМНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Татьяна Шафран считает, что перераспределение акциза - наиболее проблематичный сегодня вопрос: «Сейчас мы проанализируем всю информацию и начнем более тщательно разрабатывать новые меры сохранения акциза в области. Надо больше работать с администрацией и налоговыми органами, чтобы хозяйствующие субъекты, которые приобретают нефтепродукты за пределами области, все-таки получили свидетельство». Вместе с тем власти Иркутской области настаивают на том, чтобы поставщики продавали нефтепродукты за пределы области только тем организациям, у которых нет свидетельства, - тогда акциз остается в области. Известны и первые цифры новых акцизных сборов в Иркутской области: на 1 мая начисление акциза составило 240 млн рублей. Работа с участниками топливного рынка проводится областными властями и в Новосибирской области. Еще накануне посевной кампании губернатор Виктор Толоконский жестко определил позицию власти: «Работать будем только с местными плательщиками акцизов». Таким образом область сохранила в местном бюджете около 30 млн акцизных рублей. Как стало известно «КС», уже около месяца заправщиков, не имеющих свидетельств, вызывают «на ковер» и в присутствии людей в погонах из налоговой службы горячо призывают получать эти документы. Вся проблема в том, что свидетельство может получить лишь лицо или организация, владеющая нефтебазой, а таких немного. Участники рынка на условиях анонимности говорили «КС», что у власти есть оригинальное решение этой проблемы. Им предлагают купить небольшие емкости, на которые немедленно будут оформлены необходимые документы. Однако операторов этот вариант не устраивает, поскольку они фактически становятся заложниками ситуации: с такими емкостями и документами на них они не пройдут ни одной серьезной проверки. Новосибирские компании «Беркут», «Янтарь» и «Центр», не имеющие свидетельств, избежали разъяснительных бесед в обладминистрации, заранее предупредив о том, что 100% реализуемого ими ГСМ они приобретают у ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» (ННП) - крупнейшего оптового оператора, работающего с Омским НПЗ «Сибнефти». ННП является плательщиком акциза в новосибирский областной бюджет. С остальными «неосвидетельствованными» операторами власти продолжают разбираться. Ряд крупных операторов все же получили свидетельства. В ОАО «Сибнефть-Барнаулнефтепродукт» корреспонденту «КС» сообщили, что это укладывается в рамки политики компании, которая заключается в том, чтобы платить налоги на тех территориях, где эти деньги заработаны. С другой стороны, в «Сибнефть-Барнаулнефтепродукте» отметили, что предприятия - участники рынка не стремятся приобретать свидетельства, так как это приносит значительные неудобства. Например, существенно усложняется бухгалтерская документация. Кроме того, по мнению специалистов компании, новая система взимания акцизов не способствует и борьбе с «черными» фирмами, так как не мешает им уклоняться от уплаты акцизов. Между тем именно избавление от «черных» фирм, торгующих поддельным товаром, было третьей целью государства при введении поправки в Налоговый кодекс. Пока до желанного избавления далеко. Андрей Тутолин из ООО «Иркутск-Терминал» говорит: «Я не думаю, что это может помочь борьбе с «черными» фирмами. Они как не показывали своих объемов и доходов, так и не показывают сейчас. Надеялась, что ЖК Светлый остров в состоянии выполнить свои договорные обязательства, как мы когда-то выполнили свои. Деньги мы ему отдали, а свою квартиру ждем почти год. Ну а чего я хотела… Дом достроили, но толку, если в нём никто не живёт??? Это вообще дело другого ведомства. Ими должно заниматься и занимается МВД». Возможно, это лето станет для Министерства внутренних дел особенно жарким, поскольку назрело решение другого, не менее важного вопроса - продажа бензина, который вообще не облагается акцизами, то есть суррогата. По мнению владельца новосибирской сети АЗС «Трансервис» Александра Бойко, такого наплыва фальсифицированных ГСМ в Новосибирске еще не было: «В прошлом месяце прямогонный газовый бензин и прочие полуфабрикаты, октановое число которых не превышает 70 и которые используются для вторичной переработки нефтепродуктов, составили 10% от всего проданного ГСМ в Новосибирске. Только за первые десять дней июня в город пришло уже 1500 тонн такого суррогата, и ожидается, что объемы его реализации составят до 20%». Все вышеописанное говорит о том, что новый порядок уплаты акцизов на ГСМ не решил всех проблем. Многие территории по-прежнему продолжают терять бюджетные деньги, «черные» фирмы со своим суррогатным товаром не исчезли, а частный бизнес испытывает прессинг со стороны власти. Крупные игроки топливного рынка продолжают лоббировать свои интересы через РТС и другие бизнес-ассоциации в правительстве. Их предложения сводятся к облегчению процедуры получения свидетельства и уплаты акцизов. Теоретически это должно привести ко всеобщему освидетельствованию заправщиков и, таким образом, к уплате всех акцизов по месту продажи ГСМ.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ