Сибирский троллейбус будут делать в Новосибирске

Стремясь кардинально решить проблему обновления парка городского автотранспорта, новосибирская мэрия сосредоточила свои усилия на организации и стимулировании местного производства этой продукции. Вслед за сборкой на заводе им. Коминтерна автобусов «Сибиряк-МАЗ» началась реализация проекта по производству сибирских кузовов для троллейбусов. Ход этого проекта находится под личным контролем мэра Новосибирска Владимира Городецкого. В Новосибирске четыре троллейбусных депо, парк троллейбусов - 338 единиц. Объем перевозок пассажиров троллейбусами составляет 23,2%, это второе место после объема перевозок автобусами (35,2%). Основной парк представлен троллейбусами марки «ЗиУ» производства завода им. Урицкого (г. Энгельск Саратовской области). Средний возраст троллейбусов - 13 лет. Доля полностью изношенного парка достигает 60%. В других городах СФО эксплуатируется еще 700 троллейбусов. Парк этих машин также находится в изношенном состоянии и требует ремонта и замены.   Мэр Новосибирска Владимир Городецкий (слева) взял проект «сибирского троллейбуса» под личный контроль. Фото Аркадия УВАРОВА Большая изношенность пассажирского транспорта ведет к тому, что на сегодняшний день основные средства, выделяемые новосибирской мэрией на муниципальные пассажироперевозки, идут в основном на поддержание парка машин в рабочем состоянии. Эта отрасль городского хозяйства остается практически полностью дотационной. Выручка городского транспорта от оплаты проезда горожанами составляет только 30% от суммы, необходимой на содержание парка, а остальные 70% финансируются из городского бюджета. Эти расходы «съедают» изрядную часть муниципальных финансов. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий как человек, лично ответственный за исполнение городского бюджета и заинтересованный в экономии бюджетных средств, прекрасно понимает, что первым шагом на пути к решению проблем муниципального транспорта должно стать именно обновление парка машин. В то же время очевидно, что в существующей ситуации рыночные цены слишком высоки, и в городском бюджете не хватает денег на обновление автопарка за счет закупки новых автобусов и троллейбусов. Одним из решений, которое позволит удешевить для города стоимость обновления парка пассажирского автотранспорта, может стать организация в столице Сибири собственного производства. Кроме того, Владимир Городецкий не раз говорил, что для города «важно вкладывать деньги в «живые» предприятия, которые растут и развиваются». В этом случае удешевление необходимой для города продукции, в частности, пассажирского транспорта, произойдет и за счет снижения расходов на доставку его из других регионов (а это немалые средства), и, главное, за счет налоговых поступлений, которые местные предприятия платят в городской бюджет. В настоящее время по инициативе новосибирской мэрии и лично мэра реализуются несколько таких проектов, которые должны кардинально решить проблемы изношенности муниципального автопарка Новосибирска. Первым шагом к местному производству пассажирского транспорта стали планы сборки на заводе имени Коминтерна автобусов Минского автозавода. По инициативе мэрии в этом году Новосибирск посетили представители МАЗа. Результатом переговоров стало заключение контракта между заводом им. Коминтерна и Минским автозаводом, согласно которому в 2004 году в Новосибирске должна быть налажена сборка автобусов марки «Сибиряк-МАЗ». Следующим шагом стала городская программа «Троллейбус», главной целью которой является обновление парка новосибирских троллейбусов путем замены кузовов и капитального ремонта узлов и агрегатов. Производство кузовов первой комплектности будет выполняться на ЗАО «Сибэлтранссервис». Почему надо вместо нормальной отделки фасадов делать мокрые фасады? Как из п..ды на лыжах вместо пластиковых стеклопакетов появляются стремные деревянные окна под самопокраску. Почему рядом с такими огромными домами так мало парковок? Кроме того, в программе «Троллейбус» заняты еще несколько новосибирских предприятий, которые производят комплектующие. Сейчас порядка 300 из 2000 деталей, использующихся при сборке кузова, производятся в Новосибирске. По словам генерального директора «Сибэлтранссервис» Сергея Парфенова, «из 150 предприятий, которые поставляют нам детали, 30 - новосибирские». В частности, тяговый электропривод производит ОАО «Сибстанкоэлектропривод», роторно-лопастные компрессоры - ООО НТК «Зенит». Одновременно идет разработка и внедрение агрегатов, не имеющих аналогов в России, которые позволят сделать сибирский троллейбус уникальным. Например, специалистами Новосибирского государственного технического университета разрабатывается счетчик электроэнергии, также идет работа по созданию силовых агрегатов, позволяющих значительно экономить электричество. В будущем планируется производить в Новосибирске большинство из комплектующих, за исключением тех, которые делать в Сибири невозможно технологически. Но главной отличительной чертой сибирского кузова станет его повышенная прочность, надежность и долговечность. По словам Сергея Парфенова, это достигается с помощью усиленной рамы и антикоррозийной защиты, применения нержавеющей стали в слабых местах кузова и вынесения высоковольтных агрегатов на крышу. Стоимость одного кузова, собранного «Сибэлтранссервисом», составит 600 тысяч рублей, что дешевле, чем на других заводах, производящих подобную продукцию. С учетом транспортных расходов - в среднем на 150-200 тыс. рублей. В мэрии уверены, что новосибирский кузов троллейбуса найдет своего потребителя и будет пользоваться спросом. Уже этим летом планируется рассылка предложений в управления транспорта других сибирских городов с тем, чтобы заинтересовать их покупкой более дешевого и более приспособленного к местным условиям корпуса. Первый собранный в Новосибирске кузов планируется показать на Промышленной выставке. Выставка состоится 27 июня на площади Свердлова, на мероприятии будут присутствовать представители муниципалитетов сибирских городов. Пока совместная работа по разработке и производству сибирского троллейбуса идет на уровне координации рабочей группы из новосибирских предприятий, общее руководство которой осуществляет мэрия. Но Владимир Городецкий, побывавший 5 июня в сборочном цехе «Сибэлтранссервиса», отметил: «Возможно, более приемлемой организационной структурой станет холдинг из предприятий, занятых в этом производстве. Это даст возможность решить многие проблемы, в том числе и финансовые, а также позволит самим предприятиям увидеть перспективы того, чем они занимаются».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ