Мир между сложенных крыльев бабочки

В галерее Le Vall открылась выставка графики японских художников. В составе экспозиции впервые в Новосибирске представлены работы таких корифеев графического искусства, как профессор Тадаеши Накабаяши, профессор Реджи Икеда и профессор Кенжи Нагаи, а также работы менее титулованных, но хорошо известных в Японии и за ее пределами художников - Сатоши Оте, Етсуко Канайда, Масатаки Куроянаги, Норико Уеда, Ио Такахаши.  Андрей Мартынов представил «незасвеченные» в России графические листы лучших японских художников. Фото Михаила ПЕРИКОВА  Представляя работы выставки, куратор галереи Андрей Мартынов делал акцент именно на том, что трое из восьми художников - профессора крупнейших университетов. Например, Реджи Икеда - профессор кафедры искусств токийского университета «Мусошино» (Musashino). На выставке в Le Vall представлено шесть больших листов уроженца Хоккайдо, использующего в офортной технике элементы фотографии. Андрей познакомился с этим членом объединения графиков Printsaurus (у Le Vall и лично у Мартынова давние партнерские отношения с объединением, в частности, все восемь художников входят в эту организацию) на его персональной выставке в Музее современного искусства в небольшом городке Камакура, расположенном в часе езды от Токио. Кенжи Нагаи преподает литографию в этом же университете, а Тадаеши Накабаяши - в Токийском государственном университете изящных искусств и музыки. Накабаяши - настолько известный японский художник, что в 1990 году его приглашали с лекциями и workshop в художественные институты Москвы и Санкт-Петербурга. Все художники постоянно участвуют во многих значимых выставках графики, проходящих в Японии, Голландии, Франции, Бельгии и других странах. Японская графика не утратила своих прочных позиций в бурно развивающейся и очень изменчивой жизни современного изобразительного искусства. Об этом свидетельствует такой факт: на недавно открывшейся 4-й биеннале графики во Франции две трети отобранных на эту престижную выставку участников - японцы. Приятно, что благодаря деятельности галереи Le Vall с творчеством многих из них новосибирцы знакомы. Примечательно, что офортная техника совсем недавно была в Японии в диковинку - художник Такеши Сайто (его персональная выставка прошла в Le Vall в январе этого года) в свое время потратил несколько месяцев на поиски, прежде чем обнаружил подходящий печатный станок. Сейчас на базовом оборудовании художественных университетов Японии можно делать первоклассные оттиски до 1,5 квадратных метров и больше. Впрочем, традиционно японским видом печатной графики остается ксилография. Тем не менее на выставке представлены работы, созданные в техниках офорта, литографии, меццо-тинто и даже новомодной американской коллографии. Гигантские листы Магатаки Куроянаги, выполненные в технике меццо-тинто, очень воздушны, несмотря на черно-белую гамму. Одна из его работ так и называется - «Воздушное течение». Кажется, что это реалистичные фотографии текстиля, порхающего в свободном полете где-то на океанском побережье. Политика невмешательства близка и Тадаеши Накабаяши. На его работах (на мой взгляд, самых эстетских) - трава, снег, листья. Одним словом, порядок, каким его представляет первый снег. Кенжи Нагаи всю жизнь работает в одном стиле. Издалека его работы напоминают кровяные тельца под микроскопом, а вблизи - увеличенные крылья бабочки. По мнению Мартынова, Сатоши Оте, принимавший участие в выставке «Живые лица» (Новосибирская картинная галерея, 1998 год), потерял свой замечательный синий цвет - теперь его работы темноваты и пугающе таинственны. Яркий график Ио Такахаши весь прошедший учебный год преподавал в Кракове. смотря сколько комнат и в каком доме смотрите вот отличная квартирка вообще твори че хочешь, но это в сданном доме Вряд ли европейский педагогический опыт как-то повлиял на изменение его работ, но, тем не менее, Ио далеко ушел от фигуративности. Теперь его листы населяет стильная геометрия. Он работает в авторской технике - Такахаши старательно подклеивает к толстому слою бумаги второй, тонкий. Разные по рисунку и фактуре слои придают работам объем и какую-то нерукотворность. В марте 2003 года работы этих восьми японских художников были показаны среди других на выставке «Современная японская графика» в ЦДХ в Москве. Тем не менее для новосибирской экспозиции были выбраны «незасвеченные» на территории России работы. Исключение сделали только для цветной эффектной работы «Подарок мечты» Етсуко Канайда, выполненной в технике коллографии.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ