Распутин готовит упреждающий удар

«Сначала мы завоюем Иркутск, а потом пойдем на Москву! Культура столицы Сибирью прирастать будет», - именно так охарактеризовал новую концепцию всероссийского фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова известный писатель Валентин Распутин. Один из апологетов отечественной «деревенской прозы» лично отбирал спектакли на фестиваль, который по праву считается крупнейшим событием российского театрального 2003 года. С подробностями - корреспондент «КС» СВЕТЛАНА ПЕРЕЛОМОВА. Впервые фестиваль проводился в Иркутске в 1997 году и был приурочен к 60-летию со дня рождения Александра Вампилова. Два года - 1997 и 1999 - фестиваль был региональным и носил название «Байкальские встречи у Вампилова». В 2001-м он наконец получил статус всероссийского. Вместе с выходом на межрегиональный уровень стала меняться и концепция этого театрального действа. Если до этого российские театралы привозили в Иркутск спектакли самых разных современных направлений, то в 2003 году у фестиваля не без помощи Валентина Распутина появились свои приоритеты. У мэтра отечественной литературы особое мнение насчет того, каким должен быть современный театр. Главная ценность постановки «по Распутину» - нравственное начало, а не модные постмодернистские изыски.   «Мы слишком много в последнее время иронизируем над понятием «нравственность», - считает Распутин. - А стоило бы вспомнить Льва Толстого и его известную статью «Что такое искусство?».  Толстой сравнивает безнравственность в искусстве с падшей женщиной, по которой «народ топтался». Неужели нам нужно искусство, по которому «топтались»?» Выбор спектаклей на Вампиловский фестиваль 2003 года публику немного озадачил. Из 14 отобранных четыре поставлены по пьесам Вампилова. Омский театр драмы и комедии «Галерка» привезет «Утиную охоту», театралы из Нижнего Новгорода - «Провинциальные анекдоты». Нравится, что все продукты компании имеют какую-то изюминку, отличаются от магазинных аналогов. Есть у меня свои любимчики. Среди них средства для дома, уходовая косметика (легендарная сыворотка в розовом флакончике – мой главный фаворит), батончики из сухофруктов, которые беру для путешествий/перекусов. Раньше заказывала через знакомую, а потом приноровилась сама оформлять через интернет. Забираю свои посылочки в этом офисе на Маркса.  А два самых титулованных участника фестиваля - Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета и Российский государственный театр на Покровке - решили показать одну и ту же пьесу - «Старший сын». Среди других авторов - Николай Коляда («Венский стул»), Евгений Гришковец («Как я съел собаку»), Александр Володин («С любимыми не расставайтесь»), Жан Ануй («Антигона»). Вывод напрашивается сам собой - фестиваль имени Вампилова превращается в фестиваль по пьесам Вампилова. Однако Валентин Распутин не видит в этом крамолы: «Выбор совсем не случаен. Как у поэзии есть свои любимцы - Есенин, Пушкин, так и у драматургии - Вампилов: нежный, трепетный, чистый. В его пьесах нет грубости, зато присутствуют природная деликатность, органическая нравственность без нравоучительности. Отбирая спектакли, я поездил по стране, отсмотрел несколько десятков работ и могу сказать - театр достаточно низко пал. Даже среди отобранных на фестиваль спектаклей я могу назвать только один, поставленный в истинном духе Вампилова, - «Старший сын» московского театра на Покровке». На упреки критиков в ретроградстве Распутин отвечает просто: «Вампиловский Зилов по сравнению с современными типажами театральных пьес и кинофильмов - просто агнец. А ведь это один из самых разрушительных характеров в истории драматургии. И даже он на фоне современного постмодернистского ералаша оказывается цельным. Пришло время отказаться от постмодерна и искать чистые, ясные типы характеров. Вот это, собственно, и есть самая современная драматургия». Обновленный «режим» фестиваля предполагает поддержку классической формы в области искусства. А вот в области организации театрального хозяйства рассматриваются только самые современные идеи. В рамках фестиваля пройдет совещание директоров театров Сибирского федерального округа, главная цель которого - создать Ассоциацию директоров театров СФО. На фестиваль приедет директор Всероссийской театральной биржи труда Вадим Крупицкий. Самые новейшие разработки в области технического оснащения современного театра будут представлены на Втором всесибирском семинаре-практикуме технических работников театров. Будет обсуждена проблема энергоснабжения театра, а также функции электронно-осветительного цеха. Валентин Распутин убежден, что нынешний Всероссийский фестиваль современной пьесы - это первый шаг к возрождению подлинно русского театра в духе Островского, Чехова и, конечно, Вампилова. И на вопрос: «А зачем бороться за классический театр?» - отвечает по-вампиловски: «Мы пытаемся воссоздать классическую драматургию не для того, чтобы ее вновь забыли. А для того, чтобы она была. Новый формат Вампиловского фестиваля современной пьесы - это начало культурной битвы. Пока за Иркутск. А потом пойдем брать Москву».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ